Рафаэль Санти
Афинская школа Интерактивная карта
«Директ-Медиа», Москва, 2018
Вып. № 63
Предисловие

Интерактивная карта — это интересный способ рассказать больше об известном произведении. Способ основан на применении изображения сверхвысокой чёткости в сочетании с интерактивным механизмом «наезда» камеры и дополнительным текстовым и визуальным контекстом для выбранных фрагментов полотна…
Мы продолжаем серию интерактивных путешествий АРТОТЕКИ произведением Рафаэля Санти «Афинская школа». Это фреска с большим количеством персонажей и деталей, интерактивное путешествие даёт возможность внимательно разглядеть их, следуя за движениями виртуальной камеры.
В представленной интерактивной карте можно познакомиться с объяснениями основных сцен произведения, дополненными графической и текстовой информацией. Контекстом для этой информации послужат увеличенные в необходимой пропорции фрагменты картины.
Перемещаться между слайдами интерактивной карты можно при помощи стрелок «вправо» и «влево» на поле карты или нажимая на «горячую точку» на картине. Перетаскивать изображение можно мышкой, удерживая нажатой правую клавишу, а увеличивать и уменьшать изображение — при помощи колёсика мышки при нажатой клавише Ctrl.
Чтобы добиться наилучшего вида, используйте устройства отображения с достаточным разрешением (рекомендуемое разрешение 1080р или лучше)
Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля, в частности.
Рафаэль родился в Урбино в провинции Умбрия. Его отец — Джованни Санти был художником, стал его первым учителем. С 1500 по 1504 год он работает в мастерской Перуджино — ведущей фигуры урбинской школы живописи, который стал главным учителем Рафаэля. В 1504 году Рафаэль перебирается во Флоренцию, где будет тщательно изучать работы Леонардо и Микеланджело, стремясь подняться на уровень старших мастеров.

По мнению Вазари — автора знаменитых «Жизнеописаний прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов», Браманте — главный архитектор Ватиканских Дворцов, призвал Рафаэля в Рим. После первых успешных выполненных заданий, Юлию II настолько понравилось сделанное молодым художником, что он даже распорядился уничтожить росписи, уже начатые другими мастерами. В знак уважения к своему учителю Перуджино, Рафаэль оставил нетронутым потолок, расписанный великим мастером из Умбрии в одной из станц.

Помещения, которые теперь называются Ватиканскими «станцами» — три зала размером около 8×10 м, протянувшиеся анфиладой между двором Бельведера и старым внутренним двориком Папагалло. Эти комнаты были частью личных апартаментов Папы Юлия II, куда он переехал из апартаментов Борджиа, так как не желал видеть каких-либо напоминаний о своем ненавистном предшественнике — Папе Александре VI Борджиа. Они должны были стать парадной, праздничной частью Ватиканского дворца.

Станца делла Сеньятура (Della Signatura) — самая светлая, наиболее освещенная, Юлий II пожелал увидеть законченным именно ее в первую очередь.

Росписи посвящены Теологии, Философии, Поэзии, Правосудию, поэтому, по мнению большинства исследователей, предполагалось, что здесь находилась папская библиотека, хотя есть гипотеза о том, что Станца делла Сеньятура предназначалась для папского трибунала.

Идея оформления, несомненно, разрабатывалась с помощью теологов и литераторов Римской курии. Общая идейная программа должна была служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы — римского первосвященника. Наряду с аллегорическими и библейскими образами в отдельных фресках запечатлены эпизоды из истории папства, в некоторые композиции введены портретные изображения Юлия II и его преемника Льва X. Часто сам выбор сюжетов фресок несет в себе определенное иносказание.

Работа над Делла Сеньятура продолжалась три года — с 1508 по 1511. Роспись стен помещения посвящена единой теме — человеческой деятельности в сфере духовных свершений. Фрески, украшающие стены, отражают четыре ипостаси такой деятельности: философию («Афинская школа»), теологию («Диспута», иначе — «Спор о Святом Причастии»), правосудие (роспись «Мудрость, умеренность и сила»), поэзию («Парнас»). На своде над каждой фреской помещена в круглом обрамлении аллегорическая фигура, символизирующая каждый из этих видов деятельности, а в угловых частях свода — небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок.

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля, в частности. Среди мощных выступов архитектуры видны в нишах статуи Аполлона и Минервы, бога красоты и богини мудрости. Они определяют тему фрески — прославление античной философии и науки.

Под царственными арками и в проходах прекрасного храма находятся не только афиняне и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах. «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Но при изображении некоторых выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих знаменитых современников. Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются атрибуции, насчет некоторых нет единой точки зрения). По мнению исследователей, скульптурных портретов греческих философов Рафаэль не знал, поэтому нельзя определять персонажей «Афинской школы», исходя из возникшего post factum представления о том, как они выглядели.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года, в тот же день, когда родился, прожил всего тридцать семь лет, но созданное им относится к высшим творческим свершениям. По желанию мастера он погребен в римском Пантеоне. Где памятником ему служит ниша с двумя колоннами из порфира, между которыми установлена статуя Мадонны, исполненная его другом, скульптором Лоринцетти, и помещена эпитафия, написанная кардиналом Бембо, одним из известнейших ученых того времени: «Здесь лежит Рафаэль, кем опасалась Природа // Стать побежденной навек и умереть вместе с ним».
CКАЧАТЬ КНИГУ
Информация о книге:
Издательство: Комсомольская правда, Директ-Медиа
Информация о книге:
Год: 2009
ISBN: 978-5-87107-174-8. - ISBN 978-5-4475-4172-9
Кол-во страниц: 49

Серия: Великие художники
Т. 1. Рафаэль Санти
Над выпуском работали:
Редактор-искусствовед: М. Гордеева
Текст: Е. Гришина
Структура и дизайн: П. Каллиников
Руководитель проекта «Арт-Портал»: Е. Филинова
manager@directmedia.ru
www.directmedia.ru
Made on
Tilda