Видимое и невидимое
Гентского алтаря
Интерактивная карта
«Директ-Медиа», Москва, 2018
Вып. № 75
Предисловие

Интерактивная карта — это интересный способ рассказать больше об известном произведении. Способ основан на применении изображения сверхвысокой чёткости в сочетании с интерактивным механизмом «наезда» камеры и дополнительным текстовым и визуальным контекстом для выбранных фрагментов изображения…
Мы продолжаем серию интерактивных путешествий АРТОТЕКИ произведением Яна ван Эйка, известным как «Гентский алтарь». Шедевр представляет собой деревянный складень из 26 панелей с большим количеством персонажей и деталей. Интерактивное путешествие даёт возможность внимательно разглядеть их, следуя за движениями виртуальной камеры.
В представленной интерактивной карте можно познакомиться с объяснениями основных сцен произведения, дополненными графической и текстовой информацией. Контекстом для этой информации послужат увеличенные в необходимой пропорции фрагменты картины.
Перемещаться между слайдами интерактивной карты можно при помощи стрелок «вправо» и «влево» на поле карты или нажимая на «горячую точку» на картине. Перетаскивать изображение можно мышкой, удерживая нажатой правую клавишу, а увеличивать и уменьшать изображение — при помощи колёсика мышки при нажатой клавише Ctrl.
Чтобы добиться наилучшего вида, используйте устройства отображения с достаточным разрешением (рекомендуемое разрешение 1080р или лучше).
Гентский алтарь — величайшее явление в истории мирового искусства.
Это произведение было создано для Кафедрального собора Святого Бавона живописцем Яном ван Эйком (1390? — 1441), который был связан с двором бургундских герцогов, но работал в той области Нидерландов, которая ныне относится к Бельгии. По некоторым данным, эту работу начинал брат ван Эйка — Хуберт, но о нем почти ничего не известно. В 1432 году многостворчатый алтарь (полиптих) был завершен Яном ван Эйком.

В этой мировой художественной жемчужине воплощены и приведены в единую строгую и стройную систему религиозные, философские, этические и эстетические воззрения целой эпохи, и это сделано так убедительно, что исчезает граница между реальностью и искусством.
История создания и бытования
Вседержитель
Центральная панель верхнего ряда внутренней части алтаря.
Существование этого шедевра похоже на приключенческий роман: на него претендовали Наполеон и Гитлер, он был жертвой преступлений и нескольких краж, но всегда возвращался в родные стены.

В XV веке Гент был столицей Фландрии. Заказчиками алтаря являлись супруги Иосс Вейдт и Изабелла Борлют. Он предназначался для фамильной капеллы, которая располагалась в церкви Святого Иоанна (так первоначально назывался собор Святого Бавона). Сам Йосс и его жена изображены на алтаре, створки с их портретами видны, когда алтарь находится в закрытом состоянии.

В следующем столетии его прятали от фанатизма иконоборцев. Несмотря на огромные размеры, алтарю удалось избежать разрушения — его разбирали и прятали в башне собора. Алтарь даже хотели подарить английской королеве Елизавете в благодарность за помощь в войне, но наследник заказчика алтаря был против и добился того, чтобы алтарь остался в родном городе.

В 1781 году австрийский император Иосиф II при посещении собора выразил недовольство обнаженными фигурами Адама и Евы. Створки с их фигурами оказались сняты и перенесены в церковную библиотеку. В 1865 году их снова убрали и заменили, опять же по цензурным соображениям, «одетыми» в шкуры Адамом и Евой, их можно увидеть сейчас в соборе.

Различные части алтаря увозили то в Париж, то в Берлин. В первом случае для возвращения понадобилось падение Наполеона, во втором — разгром Германии и Версальский договор.

В ночь с 10 на 11 апреля 1934 года была похищена створка алтаря с изображением «Праведных судей». Хотя некий житель Гента, умирая, сообщил на исповеди, что он совершил кражу, створку обнаружить не удалось, и она была заменена копией работы художника ван дер Фекена.

Во время Второй мировой войны весь алтарь был вывезен оккупационными властями, впоследствии обнаружен в заброшенных шахтах в Австрии и 20 августа 1945 года вернулся в Бельгию.

К сожалению, трагичными для алтаря оказались и реставрации: меняя старый лак и подновляя живопись, реставраторы различных столетий разрушали труд ван Эйка. Так в XVI веке один из реставраторов — известный художник Скорель, чтобы увековечить свое участие, вписал в пейзаж «Поклонения агнцу» великолепную башню города Утрехта, где сам жил. Последующие реставрационные работы возвращали Гентскому алтарю яркость и звучность, но утраты авторской живописи не вернуть, поэтому были сохранены записи XVI столетия.

1
Внутренняя часть алтаря

2
Поклонение Агнцу

3
Внешняя часть алтаря
В 1521 году Альбрех Дюрер посетил Гент и увидел алтарь Ван Эйка, в своем дневнике он оставил восхищенные заметки, характеризуя увиденное как «драгоценнейшую и превосходнейшую картину».

С октября 2012 года алтарь находится на реставрации в Музее изящных искусств Гента, которая должна завершиться к концу 2019 года. В 2020 году, прежде чем алтарь вернется в собор, в музее запланирована выставка «Ян ван Эйк и бургундский двор», на которой будут показаны шедевры из собора вместе с другими работами художника. Гентский алтарь по-прежнему привлекает и исследователей, и восхищенных зрителей, на это великое произведение будут продолжать оглядываться следующие поколения художников.
Над выпуском работали:
Текст: Е. Гришина
Редактор-искусствовед: М. Гордеева
Структура и дизайн: П. Каллиников
Руководитель проекта «Арт-Портал»: Е. Филинова
manager@directmedia.ru
www.directmedia.ru
Made on
Tilda