Эдвард Мунк
(1863–1944)
«Директ-Медиа», Москва, 2018
АРТОТЕКА, вып. 79

1
Жизнь и творчество
Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легковозбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия… С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?»
1892. Фотография
Эдвард Мунк
1881. Картон, масло. 16×21
Старая церковь в Акере
1883
Девушка разжигает плиту
1883. Холст, масло. 45,5×77,5
За журнальным столиком
1889. Холст, масло. 109×84
Поэт и писатель Ганс Йегер
1890. Холст, масло
Весенний день на улице Карла Йогана
1892. Холст, масло
Лунный свет на берегу
1918. Холст, масло. 160×110
Купающийся мужчина
1893. Холст, масло. 91×77
Руки
1885–1886. Холст, масло. 120×118,5
Больной ребенок

Это одна из ранних работ художника. На полотне изображена больная рыжеволосая девушка, лежащая в кровати. Скорбно склонившись, ее за руку держит женщина, лица которой не видно. В комнате царит полумрак, колористическое решение картины строится на сочетании нескольких оттенков зеленых и серых тонов, которые дополняются оранжевыми акцентами. Единственное светлое пятно — это подушка, на которой обозначено бледное лицо умирающей. Мунк изобразил самый страшный период своей юности, когда его старшая сестра, пятнадцатилетняя Софи, умирала от чахотки, а ее родные были не в силах ей помочь.
1889. Холст, масло. 126,5×162
Ингер на пляже
Ингер — младшая сестра Эдварда Мунка, которой он помогал на протяжении всей своей жизни. Несмотря на нечастые встречи, художник каждый день у соседей и общих знакомых справлялся о ее здоровье и благополучии. Прежде чем надолго уехать за границу, мастер решил написать потрет сестры, чтобы взять его с собой.
Мунк изобразил Ингер сидящей на камнях у воды, он словно анализирует отношения фигуры с ее окружением. Девушка задумчиво всматривается вдаль и теребит края соломенной шляпки. Она одета в белое платье — символ чистоты и непорочности, именно такой Мунк видел любимую сестру, которую очень боялся потерять.
1890. Холст, масло. 64,5×54
Ночь в Сен-Клу
По заявлению критиков, это полотно является одним из самых мрачных и «декадентских» в творчестве Мунка. Оно написано в память об умершем отце. Живописец тяжело переживал потерю родителя, с которым нечасто виделся и не был рядом в момент смерти. В узкой темной комнате на фоне сумеречного света, падающего из окна, видна сидящая фигура задумчивого мужчины в шляпе. На полу лежит размытая крестообразная тень от оконной рамы. «Ночь в Сен-Клу» — это тягучая и давящая мысль о неотвратимости смерти.
1889. Холст, масло. 169×263,5
Весна
Еще одна ранняя работа Мунка, написанная в реалистической манере, близкой к стилю, в котором работал его учитель Крог. Художник изобразил комнату, где в кресле сидит больная рыжеволосая девушка, а рядом с горестным видом вяжет ее мать. Она словно держит в руках тонкую нить судьбы умирающей дочери. Сквозь окна в темную комнату льется весенний свет — символ полнокровной жизни, которую не суждено прожить девушке. За ее спиной виден массивный дубовый комод — его критики сразу же приняли за символ будущего надгробия.
Эту тщательно выполненную картину Мунк создал специально, чтобы продемонстрировать свое художественное мастерство. «Весна» была позитивно встречена критиками и публикой на персональной выставке вчерашнего выпускника Государственной академии искусств и художественных ремесел. Во многом именно эта работа способствовала тому, что молодой живописец вскоре получил государственный грант на продолжение стажировки в Париже.
Голова рыжеволосой девушки повернута. На фоне белоснежной подушки заметна серость лица больной. Красные и опухшие, слегка прикрытые глаза придают ее облику болезненный и безучастный вид. Заостренный нос, бледные, еле заметные губы — все это говорит о тяжелом и смертельном заболевании.
В скрещенных руках девушки, безвольно лежащих на коленях, — платок, забрызганный кровью, это явный признак туберкулеза легких. Пальцы и запястья не выписаны, потому что в данном фрагменте картины важна именно деталь, характеризующая заболевание, причем его финальную стадию.
Окна приоткрыты, сквозь раздуваемые легким ветром прозрачные занавески в унылую комнату льется нежный солнечный свет. Цветущие растения в горшках на подоконнике символизируют продолжение жизни. Пожалуй, это одно из тех редких произведений Мунка, в которых сквозит надежда на лучшее и еле уловимая радость оттого, что в столь теплый солнечный день ты еще жив и можешь хоть немного насладиться светом.
1891. Холст, масло. 92×73
Улица Лафайет
Данная работа выполнена под сильным влиянием импрессионизма, о чем свидетельствуют высокая точка зрения, фрагментарность композиции и техника исполнения мелкими раздельными и контрастными мазками. Здесь, как и в некоторых работах Клода Моне, краска нанесена ритмично косыми штрихами и крапинами, что создает сияющий и яркий эффект. Предположительно, это реальный вид из комнаты Мунка, которую он занимал на улице Лафайет в 1891 году. Художник передал свои впечатления шумной, пульсирующей жизни Парижа.
1891. Холст, темпера. 48×54
Ночь в Ницце
Работа «Ночь в Ницце» выполнена под влиянием творчества импрессионистов. Это первая картина Мунка, которую приобрела Национальная галерея в Осло, ориентировочно в том же году, в каком она и была написана.
На холсте запечатлен серовато-синий пейзаж — ночной вид из окна комнаты живописца в Ницце. Лунный свет оставляет тени на стенах и крышах домов, расположенных на фоне мягкого очертания плоского холма вдалеке.
Мунк часто посещал казино и играл в рулетку, поэтому стремился создать произведение, которое можно было бы с успехом продать местным жителям или туристам, чтобы поправить свое материальное положение. Он и не предполагал, что картина, пусть и при посредничестве норвежских друзей, заинтересует соотечественников — профессионалов от искусства.
1892. Холст, масло. 120×90
Август Стриндберг
Шведский драматург Август Стриндберг и Эдвард Мунк познакомились в Берлине. Норвежскому художнику, ненавидевшему понятия брак и религия, был близок этот северный бунтарь, со скандалом сбежавший от жены и преследовавшийся на родине за богохульство. Несмотря на некоторые условности изображения, живописец представил писателя волевым, энергичным человеком, а также не лишенным артистичности, и довольно точно передал его портретные черты.
1892. Холст, масло. 86,5×124,5
Тайна летней ночи
Помимо импрессионизма Мунк — под влиянием творчества Поля Гогена и Эмиля Бернара — заинтересовался символизмом и его разновидностью — синтетизмом. Живописцы, работавшие в данном стилевом направлении, восхищались первобытным искусством, благодаря чему создавали порой сказочные сюжеты.
Это ярко проявилось в пейзаже «Тайна летней ночи», хотя и ранее у художника во многих картинах присутствовали достаточно упрощенное изображение и излишняя декоративность. Но здесь можно заметить синтез видимого мира и воображаемого героя. Море с группой возвышающихся над водой скал, полная луна и отражающаяся на синей поверхности ее дорожка, а также холмистое побережье вместе образуют один из любимых мотивов норвежского художника. Особенностью этого пейзажа является холм справа с глазами, носом и улыбкой.
1893. Холст, масло. 91,8×130,8
Шторм
Это произведение написано под впечатлением от урагана, который не только гнет деревья, но и пугает людей, устраивая такой же шторм в их душах. Затянутое тучами небо, темные силуэты домов и мрачный каменный забор создают напряженную атмосферу. Размытые фигуры женщин на среднем плане, напоминающие призраков, закрывают уши, не выдерживая неистовых завываний ветра. Одна из них, в белом подвенечном платье и кокошнике, движется. Женщина освещена отсутствующей на картине луной и скользит прочь от жилья и людей, словно не желая видеть и слышать обрушившуюся на городок стихию. Силы природы, согласно мировоззрению Мунка, тоже настроены против человека и являются частью его неизбежного цикла жизни и смерти.
1894–1895. Холст, масло. 151,5×110
Половое созревание
Обнаженная юная модель с распущенными волосами сидит на краю кровати и смущенно сложила руки на коленях, пытаясь прикрыть свою наготу. Ее глаза широко распахнуты — так художник рисует напряжение подростка. Но еще больше страх девушки подчеркивает уплощенная густая и черная тень, отбрасываемая от фигуры вправо, и это навевает мрачную атмосферу, словно предсказывая незавидное будущее юного создания.
1894–1895. Холст, масло. 115×152
На следующий день
Мунк и раньше изображал на своих полотнах женщин легкого поведения, но работа «На следующий день» отличается от подобных. Если до нее он показывал жриц любви в гротескной манере, стараясь передать их непривлекательность, то здесь лицо девушки схоже с лицом модели, которую мастер писал в своем произведении «Мадонна». Многие исследователи творчества художника склоняются к выводу, что эти две работы были сюжетно связаны друг с другом и существовала третья композиция, ныне утраченная. Но, вероятно, она и объясняла общий замысел — многогранную сущность женщины. Идея была навеяна художнику его знакомыми писателями. Можно предположить также, что из-за личных взаимоотношений с моделью новый цикл Мунк дорабатывать не стал.
В 1909 году норвежский искусствовед и директор Национальной галереи в Осло Йенс Тиис купил эту картину для постоянной экспозиции. Зрители были крайне возмущены сюжетом произведения и сочли его оскорбительным.
Живописец почти никогда не придавал женским образам узнаваемые черты. Как правило, лица у его героинь, даже написанные в анфас, решены весьма условно, если только это не чей-то конкретный портрет. В данной работе намеренно реалистично сделан акцент на лице и всей верхней части туловища, в отличие от плотной и объемной коричневой юбки и нечетко обозначенных ног.
Художник мастерски выписал тонкую женскую руку нежно-телесного цвета, с коротким рукавом светлой полурасстегнутой кофты. При этом рука, как и длинные черные волосы девушки, свободно свисает с белой простыни. Автор настолько профессионально работал с тоном, что светлые пятна простыни, наволочки и блузы не сливаются между собой. Мунк остался верен себе и здесь — кисть и пальцы героини не проработаны вовсе, только обозначены тенью.
До этой работы Мунк не запечатлевал натюрморт, и позднее, в других его произведениях, он появлялся редко и решался весьма условно. Но в данном сюжете на столе представлены две бутылки и два стакана, у которых неплохо выписаны перспектива расположения и прозрачное стекло. Мастеру было важно показать именно эту женщину и конкретно тот факт, что она провела бурную ночь не одна на широкой кровати.
1895. Холст, масло. 110,5×85,5
Автопортрет с сигарой
Данный автопортрет интересен тем, что является одним из немногих произведений Мунка, где у персонажа проработаны пальцы рук. Мужчина с зажженной папиросой встревоженно всматривается в зрителя, при этом его окутывает сизый табачный дым, который призван подчеркнуть выразительность образа. Ослепительная белизна манжеты и широкого воротника оттеняет темное, скульптурно вылепленное лицо. Условно обозначенное пространство фона, возможно, символизирует некую бездну, в которую помещена фигура художника.
1896. Холст, масло. 80,5×60,5
Парижская обнаженная
На полотне изображена молодая натурщица, художник с увлечением пишет ее стройное тело. Здесь снова отмечается излюбленный прием Мунка — рук девушки не видно, они закрыты тканью. Модель держит перед собой платье, намереваясь его надеть. Условный красный фон картины призван усилить эротические эмоции, вызываемые образом обнаженной девушки.
1896. Панель, нефть. 74,5×59
Юная прачка
Здесь в черно-желтых тонах с небольшими голубыми акцентами изображена нехитрая уборная, в которой девушка стирает в раковине. Ее силуэт освещен из окна, и зрители наблюдают скромную бытовую сцену. Подобные мотивы встречаются в творчестве таких французских живописцев, как Эдгар Дега, Анри де Тулуз-Лотрек и Пьер Боннар, но у Мунка все это символически связано с пессимистическим восприятием жизни, в которой существуют только трудности.
1896. Холст, масло. 96,5×127
Расставание
В удивительной работе «Расставание» Мунк придал мужскому персонажу собственные портретные черты. При этом женщина выписана весьма условно, подол ее платья сливается с уходящей вдаль дорогой. Герой с зеленоватым лицом и закрытыми глазами, прижав руку к сердцу, склоняется над красными цветками — кровавому пятну внизу картины. Мужчина касается локтем ствола дерева, серая крона которого безжизненно свисает над ним. Все иллюстрирует боль и переживания героя по поводу расставания и конечности любви, в то время как женщину это совсем не трогает. Романы молодого Мунка всегда заканчивались разрывами, и хотя он и был их инициатором, но всегда остро переживал расставания с некогда любимыми женщинами.
1897–1899. Холст, масло. 172×142
Наследство
В этой работе художник заявляет идею бессмысленности жизни. Немолодая дама сидит на скамейке и, склонив голову, плачет над младенцем, лежащим у нее на коленях. Судя по названию картины, этот бледный ребенок — все, что ей досталось от покойной дочери или другого умершего родственника. Но и само дитя, чья грудка усыпана красными пятнышками, очевидно, тоже не проживет долго. Темный колорит привносит в композицию атмосферу безысходности.
Около 1901. Холст, масло. 136×125
Девушки на мосту
«Девушка на мосту» — одна из широко известных работ художника. Данный сюжет он повторял во многих своих полотнах и гравюрах. Несмотря на намеренно декоративный пейзаж, изображенное место реально и находится неподалеку от Осло-фьорда. В картине (как и в знаменитом «Крике») использована исчезающая в перспективе дорога и смещен центр композиции. Здесь нет никаких мрачных настроений и характерных для творчества Мунка мотивов смерти — наоборот, чувствуется пасторальная удовлетворенность миром.
Около 1903. Холст, масло. 79×106,5
Зачарованный лес
«Зачарованный лес» — одна из редких картин Мунка, где изображены здоровые и счастливые дети. Полотно заказал художнику немецкий коллекционер, врач-офтальмолог Макс Линде специально для детской комнаты в его доме. Мастер не сразу сумел создать композицию, которую любящий отец согласился бы показать своим детям. Линде хотел, чтобы на этой картине не было мотивов смерти и страданий. В итоге художник выполнил его пожелания. Шестеро ребят в разноцветных ярких одеждах остановились на дорожке, не дойдя до кромки леса. Он им кажется таинственным и притягательным. Зелено-желтые высокие деревья, несмотря на то, что середина дня, не отбрасывают тени, и поэтому невозможно судить, опасен зачарованный лес или нет. Пока еще несмышленые создания не вступили в чащу и не знают, каков этот мир на самом деле.
1906. Холст, масло. 201×160
Портрет Фридриха Ницше
Мунк познакомился с Элизабет Ферстер-Ницше через берлинских друзей. Какое-то время художник даже жил у нее на квартире, и фрау Элизабет часто рассказывала новому жильцу о своем гениальном брате. Тогда живописец и задумал создать портрет знаменитого философа по имеющимся в доме фотографиям. Он написал Фридриха Ницше стоящим у высокого парапета, внизу простираются ярко-желтые поля, строения, дороги и озеро. Но мыслителя земная жизнь не интересует, он решает глобальные проблемы добра и зла.
1906. Холст, масло. 110,5×120,5
Автопортрет с бутылкой вина
Мунк старался хотя бы раз в год создавать автопортрет. Эта работа относится к периоду, когда художник стал уединяться и старался не общаться с друзьями. Он был в плохом психическом состоянии и порой не мог перейти дорогу, если заранее не выпил рюмку-другую. При этом он отдавал себе отчет в том, что с ним происходит, о чем можно судить в том числе и по данному произведению. Живописец изобразил себя грустным, сидящим в кафе с пустыми столами. Только перед ним стоит бутылка, тарелка и бокал для вина. Чуть поодаль в нерешительности застыли два официанта. Можно было бы подумать, что заведение закрывается и посетитель просто не хочет уходить, если бы не яркий свет за окнами. Лицо живописца тоже окрашено теплыми тонами от лучей солнца, и поэтому его облик контрастирует с окружившими его холодными белоснежными скатертями. Это раннее утро, и у Мунка оно начинается с бутылки вина в одиночестве. Художник понимает, что бесконечные, но пустые застолья его погубят.
1907. Холст, масло. 150×200
Смерть Марата
Политическое убийство знаменитого французского революционера и якобинца Жан-Поля Марата дворянкой Шарлоттой Корде к этой картине имеет опосредованное отношение. Темой данного произведения является, по утверждению художника, «борьба между мужчиной и женщиной, называемая любовью». В понимании Мунка интимная связь всегда кончается плохо и даже трагически, причем исключительно по вине дамы. На картине представлен итог злосчастного вечера. На постели лежит обнаженное тело мертвого мужчины. Между кроватью и столом застыла молодая женщина. Простынь и ее ноги забрызганы кровью. Темно-оливковые стены помещения, пол, кровать и стол с яствами выполнены нервными масками-штрихами. Их мастер накладывал по вертикали и по горизонтали — таким образом, в композиции преобладают короткие рваные и кое-где перекрещенные линии. Они создают чрезвычайно волнующую атмосферу, очевидно отражающую тяжелое эмоциональное состояния автора в момент исполнения картины.
1894. Холст, масло
Вампир
1893. Картон, масло, темпера, пастель. 91×73,5
Крик
Эта эмоционально заряженная картина стала своеобразной эмблемой творчества Мунка. Здесь отсутствуют былые приметы реализма, пейзаж уплощен, волнообразные линии привносят в него зыбкость. Фигура персонажа превращена в примитивный знак, предстающий символом первобытного ужаса. Об этой работе Мунк писал: «…Я шел по тропинке…, неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, …смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом…, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
1893. Холст, темпера, карандаш. 152,5×169,5
Смерть в комнате больного
В этой работе из раздела «Смерть» мастер показывает неподдельную скорбь семьи по поводу ухода из жизни родного человека. Каждый из присутствующих в комнате реагирует по-своему, но отдельно, в одиночестве переживая боль утраты. На первом плане представлены две девушки, одна застыла с окаменевшим лицом, другая плачет, сжавшись на стуле и сцепив руки. Спиной к ним отрешенно стоит молодой мужчина. Еще один в отчаянии склонился у левой стены, в центре — старший из родственников молится. Никто никого не поддерживает и не пытается успокоить. Несмотря на намеренное уплощение фигур при помощи изображения сужающихся вдали половиц, художник представил перспективу, зрительно расширив пространство, в котором все герои оказались один на один со своим горем.
1893. Холст, масло. 87,5×108
Голос
Произведение «Голос» — своего рода впечатление художника о его юношеской влюбленности, так и не получившей дальнейшего развития. Роман с молодой замужней женщиной был для Мунка психологически болезненным, так как он считал это грехом, к тому же дама, привыкшая кокетничать с мужчинами, его ухаживаний всерьез не принимала, однако и не могла не слышать «голоса рождения любви». Художник изобразил на картине фаллические символы, к которым можно отнести и гладкие стволы деревьев, и ровную лунную дорожку с венчающей ее полной луной, отражающейся в глади водоема. Черты лица возлюбленной не проработаны намеренно, исследователи творчества Мунка считают, что мастер не хотел оставлять заметного следа этой женщины ни в своей жизни, ни в картинах.
1893. Доска, пастель. 60×80
У смертного одра. Лихорадка
О том, принадлежит ли данное произведение к выставочному разделу «Смерть», искусствоведы спорят до сих пор. Существует несколько вариантов картин «У смертного одра», и какие-то из них художник, безусловно, относил к «Фризу жизни». Именно эта работа, со вторым названием «Лихорадка», — личное восприятие Мунка близости собственной смерти. По этому поводу он оставил следующие воспоминания: «…Сочельник…, я лежу в своей постели. Кровь сочится из моего рта, в моих жилах бушует лихорадка, и поэтому глубоко внутри меня кричит страх. Сейчас, сейчас, через минуту все во мне закипит, и я буду приговорен к вечности…» Картина выполнена в тревожных черно-оранжевых тонах, и склонившиеся у смертного одра родственники выглядят как предвестники смерти. Они не ожидают, что больной может выздороветь, и готовы принять его уход.
1894. Холст, масло. 94×73
Тревога
Данное произведение, как и «Крик», относится к разделу «Страх жизни». Здесь изображено волнообразное тревожное красное небо. На первом плане представлены три персонажа и еще шестеро обозначены за их спинами бледными испуганными размытыми ликами. В отличие от «Крика», где изображен один ужасающийся герой, «Тревога» — это коллективное отчаяние. Атмосфера страха и тоски здесь еще более устойчива и, по версии автора, заключена она в окружающей среде. Мунк считал, что природа никогда не щадит людей и часто угрожает нашей жизни.
1894. Холст, масло. 81×100,5
Меланхолия
Молодой Мунк и его товарищи часто проводили время с девушками на пустынном острове, куда уезжали только парами. Свободная любовь, процветавшая среди его друзей и знакомых, оставила след и в творчестве. В картине «Меланхолия» мастер изобразил одного из приятелей. Тот с грустным видом сидит на берегу среди камней, в то время как вдалеке, на пристани, разговаривают мужчина и женщина, а рядом на воде их дожидается лодка. Пейзаж, написанный яркими пятнами голубого, желтого, фиолетового и коричневого цветов, и плоская темная фигура мужчины на первом плане почти не гармонируют с фоном, как не всегда совпадают человеческие желания и реальность их осуществления. Это произведение норвежские искусствоведы относят к разделу «Расцвет и закат любви». У Мунка существует несколько картин и литографий под названием «Меланхолия», изображающих тоскующих людей, отвергнутых своими возлюбленными.
1894. Холст, масло. 120,5×141
Пепел
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображена женщина в полурасстегнутом платье. В левом углу сидит ссутулившийся мужчина, отвернувшись от всех и подперев голову рукой. Эти две фигуры объединяет не только серое бревно вдоль нижнего края картины, но и эмоции отчаяния и подавленности, читающиеся в их жестах и позах. Некоторые исследователи творчества Мунка трактуют бревно как пепел, который перетекает в белое облако дыма, им кажутся камни, и он словно окутывает женщину. После акта любви мужчина предстает использованным и брошенным, а женщина — сожалеющей о содеянном и растерянной. На одном из графических вариантов этой же картины Мунк написал: «…Я видел нашу любовь, лежащую на земле в виде груды пепла».
1894. Холст, масло. 163×110
Глаза в глаза
Рождение любви начинается с взгляда, Мунк это хорошо знал. Ни один из его романов так и не закончился браком, потому что его устремления не совпадали с мечтами женщин о доме и семье. И каждый раз, болезненно реагируя, он шел на разрыв отношений, ведь по-настоящему предан был только живописи. На полотне художник изобразил мужчину и женщину. Вдалеке на холме светлыми огнями сияет и манит дом, в котором они могли бы создать семью, но этого не произойдет. Влюбленные отделены от него стволом дерева, которое не только отделяет их от мечты, но и друг от друга.
1894–1895. Холст, масло. 91×70,5
Мадонна
Это произведение практически не имеет отношения к христианству. Художник представляет зрителям круг жизни женщины, который заключается в вожделении мужчины, рождении детей и смерти. Бледное лицо выписано реалистично и словно запечатлено в момент эротического наслаждения. На теле виднеются бордовые вкрапления в области живота и сосков. Все это, а также ровный красный ореол вокруг головы, символизирует тот факт, что любая деятельность женщины, как физиологическая, так и психологическая, связана с кровью.
1895. Холст, масло. 67×100,5
Ревность
Эта работа, как и «Пепел», относится к разделу «Расцвет и закат любви». Существует несколько вариантов данной картины, в том числе и в виде литографий. Везде крупным планом представлено искаженное ревностью лицо мужчины, а за его спиной — красивая обнаженная или одетая женщина, рядом с которой находится другой избранник, которому иногда Мунк придает свои портретные черты. Сюжет данного полотна разворачивается на фоне деревьев. Обманутый мужчина выглядит грустным, но не ожесточенным. Художник отлично знал, что такое ревность, хотя сам ее не испытывал. Но при этом он считал, что данные эмоции неотделимы от любви и сопоставимы с ней по силе проявления.
1897. Холст, масло. 99×81
Поцелуй
Картина «Поцелуй», как и «Мадонна», отнесена художником к разделу «Рождение любви». Но здесь эта тема передана более позитивно. Мунк показывает фрагмент комнаты, где на фоне окна целуются двое влюбленных. Их лица буквально растворяются одно в другом, сливаются между собой. Чтобы еще больше соединить своих героев, Мунк очерчивает их фигуры плавными округлыми линиями. Возникает ощущение, что эти люди стараются спрятать в темном интерьере свои чувства, отгородившись от мира.
1898–1900. Холст, масло. 119,5×121
Красный плющ
Еще одна яркая, экспрессивная по цвету работа, относящаяся к разделу «Страх жизни». По дороге от дома, увитого красным плющом, бежит мужчина. Художник намеренно представил крупным планом только его голову с зеленым лицом, чтобы показать персонажа «усеченным» и что ему до тошноты страшно и плохо. Полотно написано в тот период, когда у Мунка был роман с Туллой Ларсен, от которой он в итоге сбежал. По некоторым данным, дом ее отца был увит разновидностью виноградной лозы, листья которой были огненно-красного цвета.
1899–1900. Холст, масло. 125,5×190,5
Танец жизни
Мунк считал это произведение основной работой не только раздела «Расцвет и закат любви», но и всего «Фриза жизни». Назвав картину метафорично, художник отобразил в ней собственное понимание любви в масштабе времени. Именно поэтому всем женщинам, представленным на полотне, он придал портретные черты своей бывшей возлюбленной Туллы Ларсен. Связь с богатой дочерью виноторговца длилась у художника более четырех лет. За этот период его чувства изменились от умопомрачительной любви до страшной ненависти. Итогом их отношений стал разрыв. Мунк не позволил женщине связать себя узами брака.
В картине изображен летний праздник. Лунной ночью юноши и девушки танцуют на берегу моря. Но на самом деле художник символически показал жизнь женщины, состоящей из ожидания любви, ее расцвета и заката. Также мастер внес в произведение эмоции страсти и ревности, которые всегда сопутствуют интимным отношениям. И все это намеренно акцентировано при помощи цвета.
Среди гуляющей молодежи выделяются три женские фигуры в платьях символических цветов. Девушка в белом стоит слева, поодаль от танцующих, ее рука тянется к цветку на высоком стебле. Это образ зарождающейся любви, узоры на светлом платье — словно проступающие рыжие пятна — невинность, которая вот-вот будет потеряна. Нежный цветок, к которому тянется девушка, скоро распустит свои бутоны — любовь расцветет в ее душе. Девушка жаждет этой весны в своей жизни.
Длинноволосая девушка в красном танцует с кавалером, которому Мунк придал собственные черты. Очарование танца на побережье под луной, когда мужчина и женщина страстно прижимаются друг к другу, символизирует кульминацию любви. На их лицах можно заметить наслаждение, юноша держит свою избранницу за руку, она нежно обнимает его за шею. Волнообразно выписанный подол красного платья и вторящие ему плавно согнутые колени кавалера определяют романтическое настроение образа.
В правой части картины расположена одинокая женщина в черном платье, ее руки опущены и сложены в замок. Черты лица выражают едкую горечь, девушка ревниво смотрит на веселящуюся пару, явно испытывая чувство одиночества. Художник показывает три ипостаси любви, которая все равно закончится, ведь все в нашем мире не вечно. При этом в итоге у человека остаются боль и обида, не позволяющие ему дальше радоваться жизни.
1900. Холст, масло. 80×120
Голгофа
Мунк вырос в религиозной семье и для воплощения своих идей не мог не обращаться к христианским сюжетам. В этой работе из раздела «Страх жизни» он экспериментировал с новыми для себя методами изображения, чередуя яркие цветные и черные образы, удлиняя головы и фигуры, подчеркивая всем этим сильные эмоции. Группа людей представлена уплощенно, концентрируясь вокруг распятия. Лица в толпе красные, белые, скривившиеся от презрения и издевательски улыбающиеся. На кресте художник представил самого себя, распятого и оплеванного людьми, посчитавшими себя оскорбленными его искусством. После одной из берлинских выставок художника газетные критики писали: «…Если целью господина Мунка было посильнее оскорбить публику, то, поздравляем, ему это вполне удалось…»
1900–1902. Холст, масло. 99×96
Танец на берегу
Это произведение из раздела «Рождение любви» написано под воздействием позитивных впечатлений от путешествия по Праге и ее окрестностям. На берегу озера танцуют девушки, в воде отражаются блики уходящего солнца. Закругленные и размытые очертания деревьев навевают романтическую атмосферу. Однако на первом плане заметна одиноко лежащая фигура. Несмотря на всеобщее веселье, счастье просто свободно жить и радоваться предчувствию любви дано не всем.
1942. Холст, масло. 60×80
Автопортрет в саду, Экели
1910. Холст, масло. 94,5×154
Убийца
Это произведение навеяно художнику статьей в местной газете, рассказывающей, как обычного горожанина задушили на дороге. Заметка произвела настолько сильное впечатление на Мунка, что он неоднократно возвращался к написанию данного сюжета.
Мастер не рисует сам момент убийства — он показывает зрителю душегуба. На полотне изображен человек, идущий по дороге между груд темных и светлых камней. Художник написал его с зеленым лицом, каким раннее обычно обозначал ревнивцев. Убийца уходит прочь от поселка, расположенного вдалеке на берегу. Заходящее солнце расцвечивает небо яркими пятнами. Большое значение в картине имеет пейзаж: именно через атмосферу ранней осени Мунк хотел передать чувства и эмоции убийцы. О том, что герой совершил страшный поступок, говорят многочисленные красные акценты на камнях, обочине и всполохи на небе.
Сам художник не раз подвергался нападению случайных прохожих и отлично знал, чем могут закончиться мужские стычки. Возможно, поэтому он так близко к сердцу принял газетную заметку.
1911–1912. Холст, масло. 129,5×159,5
Желтое бревно
Это один из поздних и относительно реалистично написанных пейзажей, однако цветовое исполнение — в экспрессионистической манере, что и создает нужный смысловой эффект. Стволы растущих деревьев окрашены холодным фиолетовым оттенком, а очищенные гладкие бревна — ярко-желтые. Все это противопоставляется как никому не нужная временная жизнь и смерть, благодаря которой объект становится расходным материалом. Причем изображенное в перспективе бревно кажется невероятно длинным, ведь смерть, в отличие от жизни, бесконечна.
1912. Холст, масло. 131,5×131
Зима в Крагеро
Для изображения этого пейзажа художник выбрал высокий ракурс. Если в ранних работах он больше придумывал ландшафт, дорабатывал его несуществующими строениями, то в этой картине он изобразил городок таким, какой он есть. Подобно постимпрессионистам, Мунк отразил собственное впечатление от зимнего Крагеро. Контраст между прямыми и изогнутыми линиями, а также светлыми пятнами неба и сугробов и темными ветками сосны создает атмосферу звенящего на морозе воздуха, которым наполнен этот маленький, уютный городок, надолго ставший Мунку домом.
1913–1915. Холст, масло. 163×200
Рабочие на снегу
Это одна из центральных картин задуманного Мунком нового «фриза» о жизни рабочих. Мужчины с лопатами в руках стоят на снегу в уверенных позах. Атмосфера произведения отражает убеждение автора в том, что пролетарии являются главной доминирующей силой в обществе будущего. Потому что рабочие упорно трудятся и именно они создают будущее. В данный момент полотно практически не экспонируется, поскольку находится в плохом состоянии, и даже постоянные консервация и реставрация не могут остановить разрушение красочного слоя картины. Очевидно, еще в момент создания живописи полотно часто подвергалось воздействию влаги и грязи, слои краски оказались фрагментированными, неровными, частично стертыми намеренно, и это дает возможность предполагать, что картина прошла не один «лошадиный курс лечения».
1911–1916. Холст, масло. 450×780
Солнце
Это произведение считается одним из шедевров Мунка. Симметрично структурированные разноцветные теплых оттенков лучи, исходящие из яркого золотистого центра, занимают все пространство картины. Море, скалы и узкая полоска травянистого пляжа — суровый северный пейзаж, оказавшийся под властью доминирующего над всем светила, которое словно изливается сверху на море и берег. Ровная и четкая линия горизонта отделяет небо от бренной земли, на которой, в отличие от бесконечного, наполненного божественным светом космоса, все тленно. Но наш мир зависит от солнца, и поэтому существуют мгновения, когда на серые унылые скалы спускается свет и на какое-то время меняет цвет жизни, дарит радость.
1916. Холст, масло
Мужчина на капустном поле
В этот период художник с интересом относился к выращиванию овощей на своей земле, поэтому изобразил работника, который собирает капусту. Композиция представляет собой классический треугольник, боковые стороны которого обозначают грядки, устремленные к горизонту. Эти линии сходятся в центре, в районе живота изображенного мужчины, он прижимает к себе несколько кочанов, на чем сделан резкий акцент. Картина выполнена грубыми зелеными, синими и серо-желтыми пятнами. Низкое хмурое небо, синий и темно-коричневый лес передают атмосферу холодной осени. Фигура крестьянина написана весьма условно, и весь сюжет сконцентрирован на том, что человек сам, своим трудом заботится о собственном пропитании.
1919. Холст, масло
Автопортрет после испанского гриппа
В 1917—1919 годах в Европе бушевал страшный грипп, который в России назвали испанкой. Мунк заразился этой болезнью и, когда угроза жизни миновала, тут же взялся за кисти. Художник со всей правдивостью запечатлел собственное удручающее состояние, пытаясь передать, насколько близко подошла к нему смерть. С редкими волосами и желтоватым лицом, в объемном халате он сидит в плетеном кресле рядом с неубранной постелью. Большие пятна желтого и оранжевого в контрасте с коричневым и ядовито-зеленым цветом оставляют тревожное впечатление.
1925. Холст, масло. 138×181
Богемская свадьба
Эту картину Мунк создал по мотивам своей более ранней работы с одноименным названием. В ней художник хотел отразить коллективную ревность, которая порой проявляется во время всеобщего свадебного застолья. С двух сторон к невесте склоняются мужчины, она вяло флиртует с одним из них, что весьма удручает жениха. Другой гость с обиженным видом покидает комнату. Соответственно, обстановка за столом, уставленным яствами, тягостная, и на лицах присутствующих заметна грусть.
В период написания данного произведения Мунк работал с юной натурщицей Биргит Престе. Девушка сама явилась в дом к немолодому художнику. Она мечтала стать актрисой и, чтобы как-то сводить концы с концами, решила поработать моделью, но тогда уж у самого известного живописца Норвегии.
Сотрудничество с новой натурщицей на какое-то время вывело Мунка из депрессивного состояния. Его знакомые отмечали неожиданное улучшение самочувствия мастера и его творческую плодовитость. В этот период он создал ряд интересных произведений, на которых запечатлел образ Биргит Престе.
Композиция «Богемской свадьбы» отсылает зрителей к построению знаменитой «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Мунк изобразил за столом и себя — третьим слева от центральной фигуры — невесты. Итальянский гений Возрождения в своей работе на этом месте посадил Иуду. У него темные волосы, длинный нос, усы и острая борода. Почти так же нарисовал Мунк и собственный облик. Его руки лежат на столе, голова опущена вниз, словно он прячет глаза.
Невеста с намеренно безразличным видом сидит в центре и не смотрит ни на кого из гостей. Одну ее руку, лежащую на коленях, умоляюще сжимает гость справа, а слева к ее уху наклоняется жених. Между тем сама Биргит Престе, позировавшая для картины, приводит такие слова Мунка, обращенные к себе: «…Когда старик влюбляется в молодую девушку — это дело обычное. Но чтобы молодая девушка влюбилась в старика — это большая редкость, хотя и такое случается».
Основное пространство стола занимает закрытая супница, рядом с ней стоит пустая бутылка вина, а ближе к Мунку — ваза с поникшим цветком.
Все эти своеобразные символы призваны передать безразличие и конечность эмоций со стороны художника. Если у него и были какие-то чувства к молодой натурщице, то ко времени создания картины они уже угасли, и мастер чувствовал себя опустошенным, неким «злым гением», который отбирает у более молодых претендентов ее внимание.
1922. Холст, масло. 140×119
Звездная ночь
Пейзаж — одна из любимых тем в позднем творчестве норвежского художника. Данный сюжет — взгляд с крыльца дома Мунка. Вокруг темная ночь, но городок не спит, сияя многочисленными окошками. Упрощенно написаны заснеженные здания вдалеке, синие сугробы и плоские деревья. Поводом для создания этого полотна явилось желание художника показать красоту неба. Оно усыпано крупными звездами и наполнено зеленоватыми сполохами, ведь зимой северный небосвод выглядит особенно сказочно.
1940–1942. Холст, масло. 149,5×120,5
Автопортрет между часами и кроватью
Это самый поздний автопортрет Мунка. Он был найден родными и друзьями художника только после его смерти, ранее мастер никому его не показывал. Художник отразил то небольшое пространство, которое занимает человек, когда он еще жив, но уже стоит на пороге смерти. Тело всего лишь одна из вещиц, часть той рухляди, которую выкинут, как только в доме сменится хозяин. Таким образом, Мунк хотел сказать, что лишь искусство вечно и ценно, а сам автор — нет.
Эдвард Мунк. Фотография 1892 г.
Эдвард Мунк — норвежский живописец и график, его творчество повлияло на развитие всего современного европейского искусства. В своих произведениях он стремился максимально остро передать мотивы смерти и одиночества. При этом, изменив собственную манеру письма, он оказался предтечей нового художественного стиля — экспрессионизма.

Кристиан Мунк, отец будущего художника, был врачом. В молодости он много путешествовал и какое-то время работал судовым лекарем. Мунк-старший предпочитал свободу, поэтому женился только в сорок четыре года, при этом его супруга была на двадцать лет моложе. Лаура Катрина Бьельстад, ставшая фру Мунк, родила мужу пятерых детей. Эдвард был вторым ребенком в семье, он появился на свет 12 декабря 1863 года в Лэтене. Через год Мунки переехали в Осло. Мальчик боготворил отца, который с удовольствием занимался детьми, читал им книжки, играл.

Старая церковь в Акере
1881. Картон, масло. 16×21
Однако все изменилось, когда Эдварду исполнилось пять лет. Его мать умерла от туберкулеза легких. Отец не мог смириться с потерей жены, отстранился от детей, погрузился в себя и в религию. Теперь все свободное время он проводил в молитвах, семья жила впроголодь, дети часто болели. Вести хозяйство одному было сложно, и Кристиан пригласил жить с ним и ребятишками младшую сестру жены — Карен Бьельстад. Она полюбила племянников, как своих детей, и, несмотря на суровость и холодность отца, казалось, жизнь наладилась. Но через несколько лет все от той же болезни умерла старшая девочка — Софи, к которой Эдвард был очень привязан. Вторая сестра — Лаура, несмотря на большие успехи в учебе, была признана душевнобольной и впоследствии скончалась от туберкулеза в психиатрической клинике. Эдвард тоже с раннего детства тяжело страдал различными простудными и инфекционными заболеваниями, при этом он не мог понять: как его отец, будучи врачом, не смог вылечить жену и детей? И почему он, ревностный христианин, не вымолил у Бога спасения жизней родных? Эдвард винил отца во всех трагедиях семьи и из-за постоянных ссор с ним чрезмерно страдал.
Мальчик обладал математическими способностями, и Кристиан считал, что сын должен стать инженером. Но подростка математика не интересовала, он обожал рисовать. Карен защищала племянника, объясняя доктору Мунку, что это призвание. Кристиана такая перспектива сына угнетала: он был уверен, что все художники живут в грехе, и как мог отговаривал сына от выбора подобной профессии.

В 1879 году юноша поступил в Высшую техническую школу, но через год сбежал оттуда и начал обучение в Государственной академии искусств и художественных ремесел в мастерской скульптора Юлиуса Миддльтуна. Позже он перешел на курс живописца Кристиана Крога. Карен удалось погасить конфликт племянника с отцом, но все эти перипетии стали еще одним психологическим ударом, и Эдвард окончательно отстранился от родных.


За журнальным столиком
1883. Холст, масло. 45,5×77,5
В то время вокруг его учителя Крога сформировалась среда богемной интеллигенции. Молодые творцы декларировали различные манифесты, и один из них, принадлежавший писателю Гансу Йегеру, привлекал Мунка своей свободой нравов. Йегер видел причину всех бед и несчастий в религии, и молодой художник был с ним полностью согласен. Но Эдвард принимал не все его анархические постулаты, стараясь держаться подальше от идей протестных самоубийств и свободной любви. Мысли о смерти жутко пугали юношу. А любые разговоры о сексе подсознательно мучили, ведь с детства Эдварду внушали, что это грех. И одновременно в нем кипела ненависть к религии. Все эти противоречия тесно переплелись в душе молодого живописца и раздирали ее на части. К тому же, обладая от природы мужской привлекательностью, Мунк часто оказывался объектом вожделения женщин, что тяготило его. Болезненно пережив потерю матери и любимой сестры, он ни с кем не желал иметь длительных отношений и подозревал, что когда дамы о нем шепчутся, то замышляют недоброе.

Однажды влюбленная в Эдварда девушка, после того как он объявил о разрыве, прострелила Мунку палец. Это событие настолько повлияло на художника, что он надолго ограничил свое общение с женщинами.


Поэт и писатель Ганс Йегер
1889. Холст, масло. 109×84
Зато с учебой в Академии искусств у Мунка было все в порядке. Педагогам работы молодого художника нравились, и в 1885 году, получив стипендию, Эдвард отправился в Париж — знакомиться с французским искусством. Та поездка стала для него открытием.

Три недели Мунк провел в Париже, исследовал экспонаты Лувра, посетил выставку импрессионистов.

Вернувшись, он представил на суд публики свои старые и новые картины, но газетные критики обрушились на него с яростными обвинениями в непрофессионализме. Однако учитель Крог тоже выступил в местной прессе, призывая присмотреться к творчеству молодого дарования. В результате в 1889 году Эдвард снова получил стипендию, теперь это был государственный грант, и немедленно уехал в Париж.

Следующие четыре месяца Мунк посещал уроки рисунка, которые давал ему французский портретист Леон Бонна, изучал картины старых мастеров и современных живописцев. Далее молодой норвежец отправился путешествовать, в том числе побывал в Италии.
Мунк познакомился со многими европейскими коллегами, а в 1892 году получил приглашение от Берлинского объединения художников устроить выставку. Он отправился в Германию и в фешенебельном здании Дома архитекторов сам развешивал свои картины. Но вернисаж вызвал такой скандал в прессе и внутри Берлинского объединения художников, что через пять дней экспозицию закрыли. В «Берлинер тагеблатт» писали: «…Рисуя свои шедевры, наш юный норвежский колдун явно перепутал кисть с метлой…» На собраниях звучали такие слова: «…Художник, единственное устремление которого сводится к изображению отвратительных вещей еще более отвратительными, чем они есть в реальной жизни, …грешит против немецкого народа…»

Объединение раскололось: консервативная его часть требовала жестко разобраться с выставочной комиссией, авангардное крыло защищало Мунка и апеллировало к свободе творчества и самовыражению любого художника. В результате за несколько дней имя никому не известного норвежского живописца узнал весь Берлин.
Лунный свет на берегу
1892. Холст, масло
Его работами заинтересовались коллекционеры и богема, а сам Мунк познакомился со многими представителями прогрессивной интеллигенции, такими как шведский писатель и драматург Август Стриндберг.

В Берлине у художника родилась идея создать обширную серию картин, которую он назвал «Фриз жизни». В ней он задумал образно представить тяжелейшую жизнь человека, и это стало центральной темой всего его творчества. Над произведениями цикла в общей сложности художник работал более двадцати лет.

После берлинского скандала Мунк выставлял свои картины в других городах Германии, терпеливо выслушивая критику и оскорбления, хотя залы с его работами никогда не пустовали. Все это привело к тому, что художник, заливающий психологические травмы алкоголем, стал подозревать всех людей во враждебном отношении к себе и порой кидался с кулаками на прохожих. В 1908 году он согласился пройти курс лечения в психиатрической клинике в Копенгагене, а в 1909 году вернулся на родину.
Купающийся мужчина
1918. Холст, масло. 160×110
Сначала Мунк поселился в городке Крагере, затем в 1916 году купил дом в Экелю и фактически спрятался в нем от всех. Лишь немногие избранные допускались посмотреть новые картины — и это в тот момент, когда его слава ведущего художника Норвегии гремела по всему Старому Свету. В 1908 году Эдварду Мунку было присвоено звание кавалера королевского ордена Святого Олафа. Его полотна и графика путешествовали по Европе и выставлялись в Кёльне, Цюрихе, Базеле, Берне, Мангейме, Дрездене, Лондоне и Амстердаме и всегда с успехом и с восторженными отзывами критиков. Теперь все понимали, что многие его произведения оказались предвестниками нового стиля — экспрессионизма. Но самого художника все это мало интересовало.

Живопись стала не только формой самовыражения, но и единственным способом существования мастера. Он жил только своей работой. Умер Эдвард Мунк в одиночестве 23 января 1944 года.

В творчестве Мунка ярко воплотились черты нового времени, когда в недрах классического искусства зарождались и крепли невероятные художественные стили и идеи, присущие современному миру.
Мунк входил в кружок творческих людей, увлекавшихся оккультизмом и мистикой. Руководитель этого кружка Станислав Пшибышевский написал книгу, в которой для одного из персонажей выбрал прототипом Мунка

Картинки в разделах кликабельны! Для получения развернутой информации об изображённом объекте нажмите левой кнопкой мыши на иллюстрацию. Во всплывающем окне можно прочитать подробный текст и перейти по кнопке к соответствующей странице «Арт-Портала», где приведена версия иллюстрации в наилучшем разрешении.
Пример всплывающего окна.

2
Картины 1880–1900-х годов
Руки
1893. Холст, масло. 91×77
Многие ранние картины Мунка написаны в реалистической манере. Их основными темами были человеческое горе, болезни, страдания. Позднее, когда в его творчестве проявились элементы экспрессионизма, идеи невыносимости человеческого бытия еще больше обострились и приобрели свои пронзительные черты.

Художник считал, что жизнь — это безуспешная погоня за счастьем, борьба за выживание, наполненная страхом смерти. Все существование человека пронизано серостью и нуждой, и если и есть в мире что-то прекрасное и доступное, то это солнце и свет. Подобные мысли Мунк доносил до зрителей не только в своих жанровых композициях, но и в некоторых пейзажах. Он почти никогда не писал точных ландшафтов, стремился изображать природу и улицы городов такими, какими они ему были нужны, чтобы выразить задуманное и передать необходимую атмосферу.

В 1885 году Мунк отправился в Париж (в общей сложности во Франции он пробыл около трех лет). Посещал выставки современных художников и восхищался работами Клода Моне, Поля Гогена и Винсента Ван Гога. Неудивительно, что их творчество оказало сильное влияние на норвежца.

Поначалу он занимался живописью у знаменитого французского портретиста Леона Бонна. В этот период Мунк стал обращаться к различным техникам, пробовал писать пейзажи в стиле импрессионизма и постимпрессионизма.

Постепенно под воздействием творческих экспериментов художник полностью отказался от реалистической манеры письма и перешел к изображению упрощенных форм, которые иногда приводил к знаку. Помимо этого он стал чаще использовать интенсивные цвета, чтобы ярче передавать волновавшие его сильные чувства — страх конечности жизни, боль.

В Германии Мунк прожил более десяти лет. В 1894 году в Берлине он увлекся графикой. Художник много общался с коллегами, занимающимися гравюрой, постигая этот новый для себя вид искусства. Уже в следующем году мастер создал девять офортов, повторив в них мотивы некоторых своих картин. В 1906 году был издан первый том каталога его графических работ, который насчитывал около трехсот названий. Таким образом, произведения Эдварда Мунка постепенно завоевывали Европу.
Весна

1889. Холст, масло. 169×263,5
В 1880–1890 годах на работы Мунка оказали влияние картины Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента Ван Гога

3
«Фриз жизни»
Вампир
1894. Холст, масло
Идея объединять свои произведения в циклы появилась у Мунка в 1893 году. Именно тогда в Берлине он впервые выставил картину «Крик», которая позже принесла ему всемирную известность. В то время она называлась «Отчаяние» и входила в небольшую серию полотен под названием «Любовь».

В это же время художник решил создать большой цикл произведений на тему духовности и судьбы человека, боровшегося с трудностями и бедами. Сам мастер говорил по этому поводу следующее: «…"Фриз жизни" задуман как ряд связанных друг с другом картин, которые все вместе должны дать описание целой жизни…, задуман как поэма о… любви и смерти…»

К началу работы над «Фризом» Мунк был давним завсегдатаем богемного кружка, собиравшегося в винном погребке «У черного поросенка». Писатели и художники обсуждали психологию, спиритизм, политику и, конечно, творчество друг друга. Один из постоянных посетителей погребка — финский живописец Аксели Галлен-Каллела, как и многие его коллеги, осознавал, что идеи Мунка своеобразны и гениальны, но творчества талантливого норвежца до конца не понимал. Об этом Галлен оставил следующие воспоминания: «…Мунк занимается искусством не ради искусства — это было бы для него проще простого. Нет, он пишет из-за "ужасной боли, которая мучает его". Жаль, что столь одаренный художник страдает манией величия…»

Именно страшная душевная боль является сюжетным центром всех работ, созданных мастером для «Фриза жизни». В окончательном виде цикл был показан публике в 1903 году в галерее Берлинского сецессиона. Мунк развесил картины на четырех стенах выставочного зала, на каждой он представил отдельный раздел «Фриза»: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Сюжеты некоторых полотен символически связаны с наименованиями разделов, другие, благодаря общим названиям, приобретают некий философский смысл. Начав с шести картин, за более чем десяток лет художник создал около тридцати работ, в которых нашла отражение вся его жизнь, наполненная драматическими событиями.

«Фриз жизни» стал, пожалуй, самым важным этапом творчества мастера.
Мунк был большим поклонником творчества Достоевского. Рядом с кроватью умершего художника нашли томик романа «Бесы»

4
Картины 1910–1940-х годов
Автопортрет в саду, Экели
1942. Холст, масло. 60×80
С 1909 года художник стал постоянно проживать в Норвегии. Близ Осло он приобрел большую и дорогую усадьбу, где жил достаточно уединенно. В ней были даже оранжерея и хлев, но поначалу сельское хозяйство живописца не интересовало. Гораздо позже он стал нанимать работников, которые выращивали на его земле овощи и разводили птиц.

Мунк всецело был погружен в творчество. Любимые картины он развесил в главном доме, остальные хранились в мастерской. Живописец продолжал работать в выбранной им экспрессионистической манере, но также среди поздних произведений у него встречаются вполне реалистичные портреты, атмосфера которых передана яркими цветовыми пятнами.

Некоторым картинам художник устраивал «лошадиный курс лечения». Сей факт стал известен после публикации воспоминаний некоторых современников, которых Мунк очень редко, но все же допускал в свою усадьбу. Живопись, которая мастеру не нравилась, выставлялась на улицу, неподалеку от конюшни. Художник считал, что солнце, дождь, а также брызги из-под копыт имеющихся в его хозяйстве лошадей изменят красочный слой работы и при этом улучшат ее колорит. Если посетитель при осмотре коллекции выбирал себе полотно из тех, которые какое-то время побывали на улице, Мунк прямо заявлял, что оно «прошло не один лошадиный курс лечения».

В 1920-х годах художник решил создать новый «фриз». На сей раз он собирался написать серию произведений, представляющих тяжелую жизнь простых рабочих. Но его задумка не осуществилась, живописец закончил для нового цикла лишь несколько картин.

В 1922 году Мунку поручили оформить зал столовой шоколадной фабрики «Фрейа». Там он решил создать своего рода социальный гимн, но получились пейзажи и вялые повторения мотивов из ранних работ. Затем художник взялся написать несколько картин для ратуши, но и эту задумку забросил. Мастер все чаще стал отказываться от заказов, к тому же в 1930 году у него начались проблемы со зрением: произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза. Мунк фактически перестал работать.

В 1940-х он тяжело переживал оккупацию Норвегии фашистской Германией и долгое время жил в страхе, что его работы, как «дегенеративное искусство», конфискуют и уничтожат.

Когда после смерти художника его знакомые и родственники посетили дом и мастерскую, они обнаружили много ранее никому не известных и удивительных произведений Эдварда Мунка.
Убийца

1910. Холст, масло. 94,5×154
Солнце

1911–1916. Холст, масло. 450×780
Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Более чем многие остальные, даже вместе взятые. Ибсен и Достоевский — полагаю, они были важнее всех
Эдвард Мунк
1863–1944
Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка
CКАЧАТЬ КНИГУ
Информация о книге:
Издательство: Комсомольская правда, Директ-Медиа
Год: 2015
ISBN: 978-5-4470-0044-8
Кол-во страниц: 72

Серия «Лучшие современные художники»
Т. 6. Эдвард Мунк
Над выпуском работали:
Автор текста: С. Королёва
Редакторы-искусствоведы: М. Гордеева
Структура и дизайн: П. Каллиников
Руководитель проекта «Арт-Портал»: Е. Филинова
manager@directmedia.ru
www.directmedia.ru
Made on
Tilda