СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
«Директ-Медиа», Москва, 2015
4 раздела
389 иллюстраций
3 интерактивных таймлайна
Искусство Возрождения, зародившееся в Италии как сочетание гуманистических идей с поиском новых средств и форм в изобразительном искусстве, постепенно распространилось практически на территории всей Европы, в каждом ее регионе получая собственные трактовки и находки. Эта эпоха оказала огромное влияние на формирование мировоззрения и идеалов культуры Нового времени.
1
15-й век
50 иллюстраций
Всадник в доспехе. Дюрер, Альбрехт. 1498. Перо, подцветка акварелью, на бумаге. Вена. Галерея Альбертина
Под термином «северное Возрождение» понимают культуру XV–XVI веков в европейских странах, находящихся севернее Италии. Главными центрами, где происходил художественный подъем стали Нидерланды, Германия и Франция. В XV столетии в искусстве этих странах еще сохранялись традиции готики. Сплав итальянских влияний с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля северного Возрождения.

Список иллюстраций раздела

  1. Аист. Дюрер, Альбрехт. Около 1500. Перо на бумаге.
  2. Алтарь Благовещения, правая створка, внутренняя сторона: пророк Иеремия. Эйк, Бартелеми де. 1443–1444. Дерево, смешанная техника. Брюссель. Королевский музей изящных искусств.
  3. Алтарь Благовещения: Иисус, Благовещение Марии, Иеремия. Эйк, Бартелеми де. 1443–1444. Дерево, смешанная техника. Роттердам. Музей Бойманс ван Бейнинген.
  4. Алтарь Девы Марии, средняя часть и створка, общий вид. Дюрер, Альбрехт. Около 1496. Холст. Дрезден. Государственные художественные собрания.
  5. Алтарь Портинари. Общий вид. Гус, Хуго ван дер. 1476–1478. Дерево. Флоренция. Галерея Уффици.
  6. Алтарь Святого Бернарда: Сцены из жизни св. Бернарда. Берй Старший, Йорг. 1500. Дерево. Цветль (Нижняя Австрия). Монастырская церковь.
  7. Ангел с лютней. Дюрер, Альбрехт. 1497. Серебряный штифт на грунтованной красным тоном бумаге, подсветка белым, на бумаге. Берлин. Государственные музеи.
  8. Благославляющий Спаситель. Дюрер, Альбрехт. 1489–1493. Перо черным тоном на бумаге. Лондон. Британский музей.
  9. Блудный сын, кормящийся со свиньями. Дюрер, Альбрехт. Около 1496. Резцовая гравюра на меди. Частное собрание.
  10. Борзая. Дюрер, Альбрехт. Около 1500. Кисть серым тоном, на бумаге. Виндзор. Королевская библиотека.
  11. Вакханалия с Силеном. Дюрер, Альбрехт. 1494. Перо на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  12. Вид Арко. Дюрер, Альбрехт. 1494–1495. Акварель и гуашь на бумаге. Париж. Лувр.
  13. Всадник в доспехе. Дюрер, Альбрехт. 1498. Перо, подцветка акварелью, на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  14. Геракл (Ревность). Дюрер, Альбрехт. 1498. Резцовая гравюра на меди. Нью-Йорк. Метрополитен.
  15. Геракл и стимфалийские птицы. Дюрер, Альбрехт. 1500. Перо, легкая отмывка бистром, на бумаге. Дармштадт. Музей земли Гессен.
  16. Горожанка Нюрнберга и венецианка. Дюрер, Альбрехт. 1495. Перо на бумаге. Франкфурт-на-Майне. Штеделевский художественный институт.
  17. Два фарисея. Босх, Иероним. Около 1500. Перо черным тоном, на бумаге. Нью-Йорк. Собрание Р. Лемана.
  18. Дева разумная. Дюрер, Альбрехт. 1493. Перо на бумаге. Частное собрание.
  19. Деревянные сходни у Халленских ворот (ворот на Халле) в Нюрнберге. Дюрер, Альбрехт. Около 1500. Перо, раскраска, на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  20. Иллюстрация к «Апокалипсису»: Видение семи светильников. Дюрер, Альбрехт. Около 1496–1498. Ксилография.
  21. Иллюстрация к «Апокалипсису»: Снятие шестой печати. Дюрер, Альбрехт. Около 1496–1498. Ксилография.
  22. Искушение лентяя (Сон). Дюрер, Альбрехт. Около 1497–1498. Резцовая гравюра на меди. Нью-Йорк. Метрополитен.
  23. Каменоломня. Дюрер, Альбрехт. 1495–1496. Перо, подцветка акварелью, на бумаге. Бремен. Кунстхалле.
  24. Кающийся св. Иероним. Дюрер, Альбрехт. Около 1494–1497. Дерево. Частное собрание.
  25. Крестьянин с гусем (фигура для фонтана). Дюрер, Альбрехт. Около 1500. Перо, легкая отмывка акварелью, на бумаге. Вена. Музей истории искусств.
  26. Ландскнехты и восточный всадник. Дюрер, Альбрехт. Около 1495. Резцовая гравюра на меди. Нью-Йорк. Метрополитен.
  27. Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами. Дюрер, Альбрехт. 1485. Перо коричневым тоном, цвет тела акварелью, на бумаге. Берлин. Государственные музеи.
  28. Мадонна с младенцем на фоне пейзажа. Дюрер, Альбрехт. Около 1494–1497. Дерево (тополь). Частное собрание.
  29. Молодая пара верхом на лошади. Дюрер, Альбрехт. Около 1493–1494. Перо, подцветка акварелью, на бумаге. Берлин. Государственные музеи.
  30. Морское чудовище. Дюрер, Альбрехт. Около 1498. Резцовая гравюра на меди. Карлсруэ. Кунстхалле.
  31. Мужской портрет. Гус, Хуго ван дер. Около 1480. Дерево. Нью-Йорк. Метрополитен.
  32. Омар. Дюрер, Альбрехт. 1495. Перо черным и коричневым тоном, отмывка, подсветка белым, на бумаге. Берлин. Государственные музеи.
  33. Покаяние святого Иоанна Златоуста (Хризостома). Дюрер, Альбрехт. Около 1496. Резцовая гравюра на меди. Берлин. Государственные музеи.
  34. Попугай. Дюрер, Альбрехт. Около 1500. Перо, легкая ретушь акварелью, на бумаге. Милан. Пинакотека Брера.
  35. Портрет Агнесы Дюрер. Дюрер, Альбрехт. Около 1494. Перо на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  36. Портрет Гийома Ювеналя дез Юрсена. Фуке, Жан. Около 1460. Черный и цветной мел на грунтованной серым тоном бумаге. Берлин. Гравюрный кабинет.
  37. Портрет женщины. Дюрер, Альбрехт. 1495. Перо, подцветка акварелью, на бумаге. Бремен. Кунстхалле.
  38. Портрет папского легата. Фуке, Жан. Около 1464. Серебряный штифт на грунтованной тоном слоновой кости бумаге, небольшая ретушь черным мелом. Нью-Йорк. Метрополитен.
  39. Ребенок Иисус с державой. Дюрер, Альбрехт. 1493. Вена. Галерея Альбертина.
  40. Святой Мартин. Дюрер, Альбрехт. Около 1494. Перо на бумаге. Кассель. Картинная галерея.
  41. Солнце Правосудия. Дюрер, Альбрехт. 1498–1499. Резцовая гравюра на меди. Нью-Йорк. Метрополитен.
  42. Сражающиеся гиппокампы. Дюрер, Альбрехт. 1494. Перо на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  43. Страшный суд, створка диптиха, фрагмент. Эйк, Ян ван. Около 1430. Дерево, масло. Нью-Йорк. Метрополитен.
  44. Сэр Эдвард Банкл, поклоняющийся Троице (портрет заказчика). Гус, Хуго ван дер. Около 1480. Холст, масло. Эдинбург. Национальная галерея Шотландии.
  45. Турино-Миланский часослов, сцена: Снятие с креста. Эйк, Ян ван. 1422–1424. Пергамент. Турин. Музей изящных искусств.
  46. Успение Марии. Гус, Хуго ван дер. Около 1480. Дерево. Брюгге. Музей Грунинге.
  47. Фронтиспис. Портрет императора Максимилиана I и его учителя. Массейс, Квентин. Около 1500. Пергамент. Вена. Австрийская национальная библиотека.
  48. Часослов Этьена Шевалье, сцена: Иерихонские трубы. Фуке, Жан. Около 1452–1460. Пергамент. Шантийи. Музей Конде.
  49. Юная пара. Дюрер, Альбрехт. 1490–1494. Перо бистром, на бумаге. Гамбург. Кунстхалле.
  50. Юноша с палачом. Дюрер, Альбрехт. 1493. Перо на бумаге. Лондон. Британский музей.
2
Первая половина 16-го века
271 иллюстрация
Автопортрет в одежде, отделанной мехом. Дюрер, Альбрехт. 1500. Дерево, масло. 67 × 49 см. Старая пинакотека, Мюнхен
Крупнейшим мастером искусства северного Возрождения является Альбрехт Дюрер. Будучи величайшим мастером гравюры того времени, Дюрер оказал широкое влияние на искусство XVI века через свои листы, которые получили распространение во всей Европе. Он был первым художником, неравнодушным к своему внешнему облику, чем он очень близок к духу Возрождения. Торжественная фронтальная поза и идеализация черт в автопортрете 1500 года говорят о незаурядной личности.

Список иллюстраций раздела (А–О)

  1. Авраам и три ангела. Лейден, Лукас ван. 1511. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  2. Автопортрет в возрасте 49 лет. Бальдунг, Ханс. 1534. Черный мел, на бумаге. Париж. Лувр.
  3. Автопортрет. Бальдунг, Ханс. Около 1504. Перо черным тоном, подцветка белым и розовым, на грунтованной серо-зеленым тоном бумаге. Базель. Открытое художественное собрание.
  4. Автопортрет. Лейден, Лукас ван. Первая треть XVI века. Дерево, масло. Брауншвейг. Музей герцога Антона Ульриха.
  5. Агсбахеровский алтаря: Распятие. Берй Старший, Йорг. 1501. Дерево. Нюрнберг. Германский национальный музей.
  6. Адам и Ева после изгнания из Рая. Лейден, Лукас ван. 1510. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  7. Адам и Ева. Бехам, Ханс Зебальд. Первая половина XVI века. Ксилография кьяроскуро. Мюнхен. Государственное собрание графики.
  8. Аллегория [Суеты или Гордыни]. Альтдорфер, Альбрехт. 1506. Резцовая гравюра на меди. Оксфорд. Музей Эшмола, Отдел гравюры и рисунка.
  9. Аллегория Невинности, покоренной Амуром. Дюве, Жан. 1528. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  10. Аллегория. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1525. Перо, подсветка белым, на грунтованной красным тоном бумаге.
  11. Алтарь Девы Марии и Страстей, створка. Рождество Христово. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1506–1507. Дерево. Гамбург. Выставочный зал.
  12. Алтарь Иоанна, левая створка: св. Эразм, центральная часть: Иоанн Евангелист на острове Патмос, правая створка: св. Николай. Бургкмайр Старший, Ханс. 1518. Дерево. Мюнхен. Старая Пинакотека.
  13. Алтарь Иоанна, средняя доска: Иоанн Евангелист на острове Патмос. Бургкмайр Старший, Ханс. 1518. Дерево. Мюнхен. Старая Пинакотека.
  14. Алтарь Ландауэра, внутренняя сторона, сцена: Поклонение св. Троице по канону Града Божьего. Дюрер, Альбрехт. Около 1509–1516. Дерево. Вена. Музей истории искусств.
  15. Алтарь на тему «Поклонение волхвов», левая створка с внутренней стороны: св. Георгий, правая створка снаружи: агнец. Бальдунг, Ханс. Около 1506. Дерево (липа). Берлин. Картинная галерея.
  16. Алтарь св. Антония, левая створка снаружи. Дейч, Никлаус Мануэль. 1520. Дерево. Берн. Художественный музей.
  17. Алтарь св. Себастьяна монастыря св. Флориана ордена августинцев-каноников близ Линца, сцена: Воскресение Христа. Альтдорфер, Альбрехт. Около 1509–1516. Дерево. Вена. Художественно-исторический музей.
  18. Алтарь св. Себастьяна, средняя доска, сцена: мученическая смерть св. Себастьяна. Бальдунг, Ханс. 1507. Дерево. Нюрнберг. Германский национальный музей.
  19. Амбрасская художественная книга: Аллегория Красноречия. Дюрер, Альбрехт. 1514. Перо поверх рисунка кистью, акварель, на бумаге. Вена. Музей истории искусств.
  20. Амбрасская художественная книга: Арион. Дюрер, Альбрехт. 1514. Перо, акварель, на бумаге. Вена. Музей истории искусств.
  21. Анна с Марией и младенцем. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1511. Уголь на бумаге. Бремен. Кунстхалле.
  22. Аполлон. Дюрер, Альбрехт. Около 1500–1502. Перо на бумаге. Цюрих. Кунстхаус.
  23. Апостол Симон. Дюрер, Альбрехт. 1523. Резцовая гравюра на меди. Нью-Йорк. Метрополитен.
  24. Аристотель и Филида. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1515. Перо черным тоном; круглый формат, обрезан внизу. Берлин. Гравюрный кабинет.
  25. Бичевание Христа. Гурмон, Жан де. Около 1530–1550. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  26. Бичевание Христа. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1520–1523. Перо коричневым тоном, на бумаге. Мюнхен. Государственное собрание графики.
  27. Бог Отец. Кульмбах, Ханс Зюс фон. 1510–1520. Перо, цвет тела красноватым тоном, на бумаге. Бремен. Кунстхалле.
  28. Большая серия «Власть женщин», Саломея с головой Иоанна Крестителя. Лейден, Лукас ван. Около 1514. Ксилография.
  29. Бородатый мужчина. Дюрер, Альбрехт. 1520. Перо на бумаге. Франкфурт-на-Майне. Штеделевский художественный институт.
  30. Введение во храм. Скорел, Ян ван. Около 1530. Дерево. Вена. Музей истории искусств.
  31. Венера в пейзаже. Кранах Старший, Лукас. 1529. Дерево, масло. Париж. Лувр.
  32. Венера с яблоком. Бальдунг, Ханс. Около 1523. Перо бистром, на бумаге. Берлин. Гравюрный кабинет.
  33. Верблюд. Бальдунг, Ханс. Около 1517–1545. Серебряный штифт на бумаге. Карлсруэ. Кунстхалле.
  34. Весы. Дюрер, Альбрехт. 1514. Перо на бумаге. Берлин. Государственные музеи.
  35. Гавань Антверпена в устье Шельды. Дюрер, Альбрехт. 1520. Перо на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  36. Геракл у Омфалы, с прялкой. Бальдунг, Ханс. 1533. Перо, отмывка, на бумаге. Париж. Школа изящных искусств.
  37. Геракл — победитель Антея. Бальдунг, Ханс. Около 1531. Перо, акварель, на бумаге. Утрачен во время Второй мировой войны.
  38. Голова бородатого мужчины (Иоаким). Кульмбах, Ханс Зюс фон. Около 1504. Акварель и гуашь, на бумаге. Лондон. Британский музей.
  39. Голова двенадцатилетнего Христа. Дюрер, Альбрехт. 1506. Кисть, подсветка белым, на голубой венецианской бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  40. Голова моржа. Дюрер, Альбрехт. 1521. Перо с ретушью акварелью. Лондон. Британский музей.
  41. Голова негра. Дюрер, Альбрехт. 1508. Уголь (мел). Вена. Галерея Альбертина.
  42. Голова оленя. Дюрер, Альбрехт. 1514. Акварель на бумаге. Байонна. Музей изобразительных искусств Леона Бонна.
  43. Голова Сатурна. Бальдунг, Ханс. 1516. Черный мел на бумаге. Вена. Собрание графики Альбертина.
  44. Голова Христа. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1519–1520. Перо и кисть, растушевка, подсветка белым, на бумаге. Карлсруэ. Кунстхалле.
  45. Горный пейзаж с водяной мельницей. Альтдорфер, Альбрехт. 1522. Офорт. Вашингтон. Национальная галерея.
  46. Горный пейзаж с ивами. Альтдорфер, Альбрехт. 1511. Перо и сепия двух оттенков, на коричневатой от времени бумаге. Вена. Академия художеств, Собрание графики.
  47. Горожанка Нюрнберга в домашнем платье. Дюрер, Альбрехт. 1500–1501. Перо, подцветка акварелью, на бумаге. Милан. Библиотека Амброзиана.
  48. Горожанка Нюрнберга в платье для танцев. Дюрер, Альбрехт. 1500–1501. Перо, подцветка акварелью, на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  49. Горожанка Нюрнберга в платье для церкви. Дюрер, Альбрехт. 1500–1501. Перо, подцветка акварелью, на бумаге. Лондон. Британский музей.
  50. Грехопадение. Бальдунг, Ханс. 1511. Ксилография кьяроскуро, одна очерковая доска, одна тоновая доска.
  51. Грехопадение. Лейден, Лукас ван. 1530. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  52. Два мытаря. Реймерсвале, Маринус Класзон ван. Около 1540. Дерево, масло. Лондон. Национальная галерея.
  53. Два сражающихся всадника. Бальдунг, Ханс. 1507. Перо на бумаге. Брауншвейг. Музей герцога Антона-Ульриха.
  54. Дева Мария с Младенцем и св. Анной. Дюрер, Альбрехт. 1519. Холст, масло, темпера, перенесено с дерева. Нью-Йорк. Метрополитен.
  55. Дева Мария-млекопитательница. Дюрер, Альбрехт. 1512. Уголь на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  56. Девушка в кельнском костюме и портрет Агнесы Дюрер. Дюрер, Альбрехт. 1521. Серебряный штифт на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  57. Диптих (двойной портрет) бургомистра Якоба Майера и его жены Доротеи Канненгисер. Доротея Канненгисер. Гольбейн Младший, Ханс. 1516. Дерево, темпера. Базель. Художественный музей.
  58. Диптих (двойной портрет) бургомистра Якоба Майера и его жены Доротеи Канненгисер. Якоб Майер. Гольбейн Младший, Ханс. 1516. Дерево, темпера. Базель. Художественный музей.
  59. Драка подмастерьев златокузнеца. Гурмон, Жан де. Около 1530–1550. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  60. Дунайский пейзаж близ Кремса. Хубер, Вольф. 1529. Рисунок пером. Берлин. Гравюрный кабинет.
  61. Ева. Бальдунг, Ханс. 1510. Перо на бумаге. Гамбург. Кунстхалле, Гравюрный кабинет.
  62. Женщина на лошади. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1510. Перо на бумаге. Дрезден. Государственные художественные собрания.
  63. Женщина с ребенком. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1507. Перо на бумаге. Эрланген. Библиотека университета.
  64. Женщины из Бергеба и Гуса. Дюрер, Альбрехт. 1520. Серебряный штифт, на бумаге. Шантийи. Музей Конде.
  65. Женщины, нападающие на священника. Кранах Старший, Лукас. После 1537. Перо коричневым тоном, отмывка серым тоном, на бумаге. Берлин. Государственные музеи.
  66. Заказчица. Кульмбах, Ханс Зюс фон. 1510–1515. Кисть на бумаге. Эрланген. Библиотека университета.
  67. Идолопоклонство Соломона. Лейден, Лукас ван. 1514. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  68. Избиение младенцев в Вифлееме. Гурмон, Жан де. Около 1530–1550. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  69. Избиение младенцев в Вифлееме. Монограммист C. C.. Около 1530–1565. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  70. Иллюстрация к «Анатомии» Вальтера Херманна Риффа, Мужская голова со вскрытой полостью больших полушарий головного мозга. Бальдунг, Ханс. 1541. Ксилография.
  71. Иллюстрация к «Анатомии» Вальтера Херманна Риффа, Стоящий скелет, повернутый влево. Бальдунг, Ханс. 1541. Ксилография.
  72. Император Генрих и императрица Кунигунда. Кульмбах, Ханс Зюс фон. Около 1515. Перо или кисть, отмывка, по рисунку серебряным штифтом, на бумаге. Дрезден. Государственные художественные собрания.
  73. Иоанн на острове Патмос. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1520–1536. Перо на бумаге. Частное собрание.
  74. Иов, терпящий унижение от жены. Алтарь Ябаха. Дюрер, Альбрехт. Около 1500–1503. Дерево. Франкфурт-на-Майне. Штеделевский художественный институт.
  75. Казнь святой Варвары. Граф, Урс. Около 1519. Перо черным тоном, на бумаге. Базель. Художественный музей.
  76. Каноник. Кульмбах, Ханс Зюс фон. 1510–1515. Кисть, отмывка серым тоном, на бумаге.
  77. Кающийся св. Иероним. Альтдорфер, Альбрехт. 1507. Дерево. Берлин. Картинная галерея.
  78. Кентавр с мальчиком, размахивающий сухой ветвью. Бальдунг, Ханс. 1515. Перо на бумаге. Базель. Открытое художественное собрание.
  79. Козел. Бальдунг, Ханс. Около 1517–1545. Серебряный штифт на бумаге. Карлсруэ. Кунстхалле.
  80. Коленопреклоненные заказчицы. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1505–1506. Перо поверх серебряного штифта, на бумаге. Берлин. Гравюрный кабинет.
  81. Конный портрет высокопоставленного чина Османской империи (Султан Сулейман Второй Великолепный?). Эворт, Ханс. 1549. Дерево, масло. Частное собрание.
  82. Коронование терновым венцом. Лейден, Лукас ван. 1518. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  83. Коронующий Бог-Отец. Бальдунг, Ханс. 1513. Черный мел на бумаге. Базель. Открытое художественное собрание.
  84. Крестьяне на рынке. Дюрер, Альбрехт. 1519. Резцовая гравюра на меди. Нью-Йорк. Метрополитен.
  85. Крещение Христа. Лейден, Лукас ван. 1510. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  86. Купание Сусанны (Сусанна и старцы). Альтдорфер, Альбрехт. Около 1526. Перо черно-коричневым тоном, поверх наброска черным мелом, на бумаге. Дюссельдорф. Художественный музей, Собрание графики.
  87. Ландскнехт. Дюрер, Альбрехт. 1505–1506. Перо черным тоном, на бумаге. Брауншвейг. Музей герцога Антона Ульриха.
  88. Ландскнехт. Кульмбах, Ханс Зюс фон. 1507–1510. Перо на бумаге. Бремен. Кунстхалле.
  89. Лаокоон. Гурмон, Жан де. Около 1530–1550. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  90. Лот с дочерьми. Лейден, Лукас ван. 1530. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  91. Лукреция. Дейч, Никлаус Мануэль. Первая треть XVI века. Цветные мелки, на бумаге. Базель. Художественный музей.
  92. Лютнист. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1509–1510. Перо на бумаге. Дессау. Ангальтская картинная галерея.
  93. Мадонна (Прекрасная Мария из Регенсбурга). Альтдорфер, Альбрехт. Около 1519–1522. Дерево. Регенсбург. Приют св. Иоанна.
  94. Мадонна в ренессансной раме. Вехтлин, Ханс. Около 1512. Ксилография. Базель. Художественный музей.
  95. Мадонна с ангелами под балдахином. Дюрер, Альбрехт. 1500–1515. Перо, акварель, на бумаге. Париж. Лувр.
  96. Мадонна с грушей. Дюрер, Альбрехт. 1511. Резцовая гравюра на меди. Карлсруэ. Кунстхалле.
  97. Мадонна с младенцем на дерновой скамье и играющий на скрипке ангел. Дюрер, Альбрехт. 1519. Перо на бумаге. Виндзор. Королевская библиотека.
  98. Мадонна с младенцем. Лейден, Лукас ван. Около 1517. Дерево, масло. Берлин. Государственные музеи.
  99. Мадонна с младенцем. Орлей, Бернард ван. Первая половина XVI века. Дерево. Мадрид. Прадо.
  100. Мадонна со зверями. Дюрер, Альбрехт. Около 1503. Перо, акварель, на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  101. Мадонна. Бургкмайр Старший, Ханс. 1508. Ксилография кьяроскуро. Оксфорд. Музей Эшмолеан.
  102. Малое распятие. Грюневальд, Матис Готхарт. Около 1502. Дерево, масло. Вашингтон. Национальная художественная галерея.
  103. Мальчик на коне. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1518. Перо черным тоном, на бумаге. Франкфурт-на-Майне. Штеделевский художественный институт.
  104. Маргарита Прелльвиц, мать Ханса Шницера. Грюневальд, Матис Готхарт. 1520–1530. Черный мел, легкая отмывка бистром, подсветка сангиной и белым мелом, на желтоватой бумаге. Париж. Лувр.
  105. Мария-млекопитательница. Дюрер, Альбрехт. 1519. Резцовая гравюра на меди. Нью-Йорк. Метрополитен.
  106. Меняла и его жена. Реймерсвале, Маринус Класзон ван. 1539. Дерево. Мадрид. Прадо.
  107. Меняла с женой. Массейс, Квентин. 1514. Дерево. Париж. Лувр.
  108. Месса кардинала Альбрехта Бранденбургского в монастырской церкви в Халле. Дюрер, Альбрехт. 1523. Перо на бумаге. Берлин. Государственные музеи.
  109. Молитвенник императора Максимилиана I, Фрагмент: Путто на чудовище, напоминающем моржа и крокодила. Бальдунг, Ханс. 1515. Перо зеленоватым тоном на пергаменте. Безансон. Музей изящных искусств и археологии.
  110. Молящийся заказчик. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1516. Мел на бумаге. Карлсруэ. Кунстхалле.
  111. Мученичество святого Себастьяна, тондо. Кульмбах, Ханс Зюс фон. 1510–1515. Перо коричневым тоном, отмывка, на бумаге. Бремен. Кунстхалле.
  112. Мученичество философов. Кульмбах, Ханс Зюс фон. Около 1515. Перо, частичная отмывка красноватым тоном, на бумаге. Париж. Лувр.
  113. Нагая бегунья на шарах в сопровождении путто (Фортуна). Бальдунг, Ханс. Около 1514. Перо, подсветка белым, на грунтованной коричневым тоном бумаге. Вена. Собрание графики Альбертина.
  114. Неравная любовная пара с дьяволом и амуром. Штригель, Бернхард. 1502. Перо черным тоном, белая и красноватая гуашь, на шиферно-серой грунтованной бумаге. Берлин. Гравюрный кабинет.
  115. Несение креста, тондо. Альтдорфер, Альбрехт. Около 1515. Перо черным тоном поверх рисунка черным карандашом, отмывка серым тоном, на бумаге. Лос-Анджелес. Музей П. Гетти.
  116. Несение креста. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1507–1510. Перо, подсветка белым, на зеленой тонированной бумаге. Роттердам. Музей Бойманс ван Бейнинген.
  117. Нюрнбергская девушка в платье для танцев. Дюрер, Альбрехт. 1500–1501. Перо, подцветка акварелью, на бумаге. Базель. Художественный музей.
  118. Обнаженная, фигура со спины. Дюрер, Альбрехт. 1506. Кисть тушью, подсветка белым, на голубой венецианской бумаге. Берлин. Государственные музеи.
  119. Обнаженный (Автопортрет). Дюрер, Альбрехт. 1500–1512. Перо и кисть серым тоном, подсветка белым, на грунтованной зеленым тоном бумаге. Веймар. Музей замка.
  120. Обнаженный мужчина с драконом. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1506. Перо на бумаге. Париж. Лувр.
  121. Обращение Савла. Бальдунг, Ханс. Около 1505–1507. Ксилография. Берлин. Гравюрный кабинет.
  122. Общественные бани. Альтдорфер, Альбрехт. Около 1520–1538. Перо черно-коричневым тоном, отмывка, по рисунку стилом, подцветка, на бумаге, с разметкой на квадраты сангиной. Флоренция. Уффици, Кабинет рисунков и гравюр.
  123. Общество молодежи с шутом. Кульмбах, Ханс Зюс фон. Около 1500–1503. Кисть бистром, на бумаге. Париж. Лувр.
  124. Опьяневший Бахус и играющие путти. Бальдунг, Ханс. Около 1520. Ксилография. Берлин.
  125. Орфей, музыкой усмиряющий диких зверей. Вехтлин, Ханс. Около 1512. Ксилография. Базель. Художественный музей.
  126. Отдых на пути в Египет. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1509–1510. Перо на бумаге. Бремен. Кунстхалле.
  127. Отдыхающая обнаженная любовная пара. Бальдунг, Ханс. 1527. Перо на бумаге. Штутгарт. Государственная галерея.
  128. Охота на оленя. Дюве, Жан. 1540–1550. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.

Список иллюстраций раздела (П–Э)

  1. Папа Гонорий II утверждает Устав Ордена премонстрантов. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1509–1510. Перо на бумаге. Лондон. Британский музей.
  2. Пара и ландскнехт. Кульмбах, Ханс Зюс фон. Около 1510. Перо бледно-коричневым тоном, по рисунку серебряным штифтом. Берлин. Государственные музеи.
  3. Пейзаж в предгорьях Альп. Хубер, Вольф. 1522. Кисть, акварель и гуашь, на бумаге. Берлин. Гравюрный кабинет.
  4. Пейзаж на заходе солнце. Альтдорфер, Альбрехт. 1522. Гуашь поверх рисунка пером коричневым тоном, на белой бумаге. Эрланген. Библиотека университета.
  5. Пейзаж с большой елью. Альтдорфер, Эрхард. Около 1530–1535. Перо черным тоном, подсветка белым, на серо-зеленой тонированной бумаге. Копенгаген. Государственный художественный музей, Королевское собрание графики.
  6. Пейзаж с заливом. Альтдорфер, Эрхард. Около 1530. Перо серо-черным тоном, на бумаге. Вена. Собрание графики Альбертина.
  7. Перечень архиепископов Яна Длугоша, титульный лист. Св. Станислав с королем Сигизмундом, епископом Томицким и М. И К. Шидловецкими. Самостржельник, Станислав. 1530–1535. Пергамент. Варшава. Национальная библиотека.
  8. Пилат показывает Христа народу. Массейс, Квентин. Около 1515. Дерево. Мадрид. Прадо.
  9. Пилигрим. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1509–1510. Перо серым тоном, на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  10. Пирам и Фисба. Вехтлин, Ханс. Около 1512. Ксилография. Частное собрание.
  11. Пишущий мужчина. Лейден, Лукас ван. Около 1520. Черный мел на бумаге. Лондон. Британский музей.
  12. Пожилая женщина со сцепленными кистями рук. Грюневальд, Матис Готхарт. 1515. Черный мел, бумага. Оксфорд. Музей Эшмолеан.
  13. Пойманный единорог. Дюве, Жан. Около 1542. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  14. Покаяние св. Иеронима. Кранах Старший, Лукас. 1502. Дерево, масло. Вена. Музей истории искусств.
  15. Поклонение волхвов. Лейден, Лукас ван. 1513. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  16. Положение во гроб. Дюрер, Альбрехт. 1515–1516. Перо на бумаге. Лемберг. Музей Любомирских.
  17. Полуфигура Мадонны с младенцем. Дюрер, Альбрехт. Около 1519. Уголь поверх рисунка кистью, на бумаге. Бремен. Кунстхалле.
  18. Портрет (так называемого) прокаженного (У. фон Гуттена?). Гольбейн Младший, Ханс. 1523. Черный и цветной мел, акварель, пройден пером, на красновато-белой бумаге. Кембридж. Художественный музей Фогга.
  19. Портрет Агнесы Дюрер в нидерландском платье. Дюрер, Альбрехт. 1521. Коричневый металлический штифт на грунтованной темно-сиреневым тоном. Берлин. Государственные музеи.
  20. Портрет Анны Мейер, дочери Якоба Мейера. Гольбейн Младший, Ханс. 1526. Черный и цветной мел на грунтованной зеленоватым тоном бумаге. Базель. Открытое художественное собрание.
  21. Портрет Барента ван Орлея. Дюрер, Альбрехт. 1521. Уголь на бумаге. Париж. Лувр.
  22. Портрет бородатого мужчины в плоской шляпе. Бехам, Бартель. Около 1520. Бумага, черный и красный мел, цветная отмывка. Берлин. Гравюрный кабинет.
  23. Портрет бородатого мужчины. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1520. Черный мел на бумаге. Берлин. Гравюрный кабинет.
  24. Портрет бургомистра Якоба Мейера. Гольбейн Младший, Ханс. 1526. Черный и цветной мел, на бело-серой бумаге. Базель. Открытое художественное собрание.
  25. Портрет Вольфганга фон Мена, капеллана императора Максимилиана I. Бургкмайр Старший, Ханс. 1518. Бумага, черный мел, ретушь кистью бистром. Чатсворт. Девонширская коллекция.
  26. Портрет двадцатичетырехлетнего мужчины и вид на церковь Святого Михаила в Антверпене. Дюрер, Альбрехт. 1520–1521. Серебряный штифт на бумаге. Шантийи. Музей Конде.
  27. Портрет капитана Феликса Хунгершперга. Дюрер, Альбрехт. 1520. Перо на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  28. Портрет кардинала Джона Фишера, епископа Рочестерского. Гольбейн Младший, Ханс. 1532–1535. Черный и красный мел, отмывка коричневатым тоном, на грунтованной розовым тоном бумаге, переработан в более позднее время. Виндзор. Королевская библиотека.
  29. Портрет королевы Анны Венгерской. Неизвестный автор. Около 1515. Ксилография кьяроскуро, одна очерковая доска, одна тоновая доска. Берлин. Государственные музеи.
  30. Портрет Кристиана II, короля Дании. Госсарт, Ян. 1523–1525. Перо коричневой тушью двух оттенков, на бумаге. Париж. Нидерландский институт.
  31. Портрет Лазаруса Равенсбургера и башенка дома Льере в Антверпене. Дюрер, Альбрехт. 1520–1521. Серебряный штифт на бумаге. Берлин. Государственные музеи.
  32. Портрет Лукаса Кранаха Старшего. Дюрер, Альбрехт. 1524. Серебряный штифт на бумаге. Байонна. Музей изобразительных искусств Леона Бонна.
  33. Портрет Людовика II Венгерского. Штригель, Бернхард. 1515. Дерево (липа). Вена. Музей истории искусств.
  34. Портрет молодого человека в меховой шляпе. Лейден, Лукас ван. Около 1508. Черный мел, отмывка желтоватым тоном, на бумаге. Лондон. Британский музей.
  35. Портрет молодого человека. Лейден, Лукас ван. 1521. Черный мел на бумаге. Лейден. Городской музей Лакенхал.
  36. Портрет молодого человека. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1516. Мел на бумаге. Дрезден. Государственные художественные собрания.
  37. Портрет мужчины. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1520. Черный мел или уголь, на бумаге. Берлин. Гравюрный кабинет.
  38. Портрет проповедника собора Каспара Хедио. Бальдунг, Ханс. 1543. Серебряный штифт на бумаге. Карлсруэ. Кунстхалле.
  39. Портрет Рене де ла Желя. Клуэ, Франсуа. Около 1545. Черный и красный мел, на бумаге цвета слоновой кости. Кембридж. Художественный музей Фогга.
  40. Портрет старой женщины с платком на голове. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1516. Черный мел на бумаге. Копенгаген. Государственный художественный музей.
  41. Портрет сэра Джона Латрелла. Эворт, Ханс. 1550. Дерево. Частное собрание.
  42. Портрет сэра Чарльза Уингфилда. Гольбейн Младший, Ханс. 1532–1543. Черный и красный мел, отмывка коричневатым тоном, на грунтованной розовым тоном бумаге, переработан в более позднее время. Виндзор. Королевская библиотека.
  43. Портрет Фридрих Мудрого, курфюрста Саксонии. Кранах Старший, Лукас. 1510. Ксилография кьяроскуро. Частное собрание.
  44. Портрет Ханса Бургкмайра Старшего. Дюрер, Альбрехт. 1518. Уголь, частично пройден по контурам кистью белой гуашью, на выцветшей бумаге, фон пройден черной тушью. Оксфорд. Музей Эшмолеан.
  45. Портрет Эме де ла Файетт, вдовы бальи Кана. Клуэ, Жан. Около 1530. Красный и черный мел, на коричневатой бумаге. Шантийи. Музей Конде.
  46. Портрет Эндреса Дюрера, брата художника. Дюрер, Альбрехт. 1514. Серебряный штифт на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  47. Портрет юноши. Кульмбах, Ханс Зюс фон. 1507–1510. Серебряный штифт на бумаге. Берлин. Государственные музеи.
  48. Похищение Европы. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1505–1507. Перо на бумаге. Частное собрание.
  49. Похищение Прозерпины на единороге. Дюрер, Альбрехт. 1516. Офорт. Нью-Йорк. Метрополитен.
  50. Праздничное общество в зале с фонтаном. Альтдорфер, Эрхард. 1506. Перо черным тоном, на бумаге. Берлин. Гравюрный кабинет.
  51. Предсказание Иоакиму. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1511. Перо черным тоном, на бумаге. Берлин. Гравюрный кабинет.
  52. Прекрасная Дева Мария Регенсбургская. Альтдорфер, Альбрехт. Около 1519. Ксилография кьяроскуро, печать с пяти досок. Вена. Собрание графики Альбертина.
  53. Привязанный к дереву святой Себастьян. Граф, Урс. 1519. Перо бистром, на бумаге. Базель. Художественный музей.
  54. Прощание Христа с Девой Марией. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1510. Перо на бумаге. Частное собрание.
  55. Прощание Христа с матерью. Штригель, Бернхард. Около 1520. Дерево. Берлин. Картинная галерея.
  56. Птица, сидящая на перекладине. Бальдунг, Ханс. Около 1517–1545. Серебряный штифт на бумаге. Копенгаген. Государственный художественный музей.
  57. Путти-охотники. Лейден, Лукас ван. 1517. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  58. Разбойник на кресте. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1507–1510. Перо черным тоном, подсветка белым, на голубой тонированной бумаге. Берлин. Гравюрный кабинет.
  59. Распростертый на земле, опрокинутый навзничь конюх. Бальдунг, Ханс. 1544. Черный мел на бумаге. Базель. Открытое художественное собрание.
  60. Распятие с Марией, Марией Магдалиной и Иоанном. Вехтлин, Ханс. Около 1510. Ксилография. Вена. Галерея Альбертина.
  61. Распятие Христа. Дюрер, Альбрехт. 1521. Перо на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  62. Распятие, сцена: Христос на кресте, Мария и Иоанн. Альтдорфер, Альбрехт. 1515–1516. Дерево. Кассель. Картинная галерея.
  63. Реликварий во Фрауэнкирхе в Меммингене. Спящий стражник при гробе с палицей и мечом. Штригель, Бернхард. Первая четверть XVI века. Дерево. Мюнхен. Старая Пинакотека.
  64. Рождество Христово. Дюрер, Альбрехт. 1514. Перо на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  65. Рука Евы. Дюрер, Альбрехт. 1507. Кисть тушью, подсветка белым, на голубой венецианской бумаге.
  66. Рука Лукреции. Дюрер, Альбрехт. 1507–1508. Кисть тушью, подсветка белым, на голубой венецианской бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  67. Сад земных наслаждений. Триптих. Левая створка. Босх, Иероним. XVI век. Дерево, масло. Мадрид. Прадо.
  68. Сад земных наслаждений. Триптих. Центральная часть. Босх, Иероним. XVI век. Дерево, масло. Мадрид. Прадо.
  69. Самоубийство Иуды. Дюве, Жан. 1530–1540. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  70. Св. Анна с Мадонной и младенцем Христом, св. Иаков и св. Рох как заступники за людей, страдающих от чумы. Дейч, Никлаус Мануэль. Первая треть XVI века. Холст. Базель. Художественный музей.
  71. Св. Иероним в скалистом пейзаже. Патинир, Иоахим. Около 1520. Дубовая доска. Лондон. Национальная галерея.
  72. Св. Иероним. Дюрер, Альбрехт. 1521. Дуб. Лиссабон. Национальный музей античного искусства.
  73. Св. Иероним. Реймерсвале, Маринус Класзон ван. 1541. Дерево. Мадрид. Прадо.
  74. Святая Анна (Портрет Агнесы Дюрер). Дюрер, Альбрехт. 1519. Кисть черным тоном, подсветка белым, на грунтованной бумаге; черная тушь. Вена. Галерея Альбертина.
  75. Святая Аполлония. Бехам, Ханс Зебальд. Первая половина XVI века. Ксилография кьяроскуро, одна очерковая доска, одна тоновая доска. Амстердам. Рейксмузеум.
  76. Святая Аполлония. Дюрер, Альбрехт. 1521. Мел на грунтованной зеленым тоном бумаге. Берлин. Государственные музеи.
  77. Святая Вероника. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1510–1515. Кисть, отмывка серым тоном, вырезан по контуру и наклеен на бумагу. Дрезден. Государственные художественные собрания.
  78. Святая Екатерина. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1521. Перо на бумаге. Базель. Открытое художественное собрание.
  79. Святая Маргарита. Кранах Старший, Лукас. 1513. Перо черным тоном, на бумаге. Дессау. Ангальтская картинная галерея.
  80. Святой Абт. Кульмбах, Ханс Зюс фон. 1510–1515. Перо по рисунку мелом, отмывка серым и коричневым тоном, на бумаге. Дрезден. Государственные художественные собрания.
  81. Святой Варфоломей. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1524. Перо на бумаге. Виндзор. Королевская библиотека.
  82. Святой Галл. Кульмбах, Ханс Зюс фон. 1510–1515. Перо по рисунку кистью, отмывка серым тоном, на бумаге. Дрезден. Государственные художественные собрания.
  83. Святой Георгий на коне. Бургкмайр Старший, Ханс. 1508. Ксилография кьяроскуро, одна очерковая доска, одна тоновая доска. Кливленд. Художественный музей.
  84. Святой Георгий на коне. Кранах Старший, Лукас. 1507. Ксилография кьяроскуро, две доски. Лондон. Британский музей.
  85. Святой епископ. Кульмбах, Ханс Зюс фон. Около 1509. Перо коричневым тоном, отмывка серым тоном, по рисунку углем, на бумаге. Эрланген. Библиотека университета.
  86. Святой Иероним в отшельничестве (в лесу). Альтдорфер, Альбрехт. Около 1510–1512. Перо черным тоном, подсветка белым, на грунтованной светло-голубым тоном бумаге. Лондон. Британский музей, Отдел гравюры и рисунка.
  87. Святой Иероним. Кульмбах, Ханс Зюс фон. 1507–1510. Перо на бумаге. Частное собрание.
  88. Святой Килиан. Кульмбах, Ханс Зюс фон. Около 1505. Перо коричневым тоном, на бумаге. Частное собрание.
  89. Святой Леонхард. Кульмбах, Ханс Зюс фон. 1510–1520. Кисть, красноватым тоном цвет тела, вырезан по контуру и наклеен на бумагу. Эрланген. Библиотека университета.
  90. Святой Мартин и нищий. Кранах Старший, Лукас. 1504. Перо черным тоном, отмывка, подсветка белым, на грунтованной темнозеленым тоном бумаге.
  91. Святой Николай. Кульмбах, Ханс Зюс фон. 1510–1515. Уголь на бумаге. Берлин. Государственные музеи.
  92. Святой Николай. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1509–1510. Перо серо-черным тоном, на бумаге. Берлин. Гравюрный кабинет.
  93. Святой Отмар. Кульмбах, Ханс Зюс фон. 1510–1515. Перо по рисунку кисть, отмывка серым тоном, на бумаге. Дрезден. Государственные художественные собрания.
  94. Святой Петр. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1523. Перо на бумаге. Виндзор. Королевская библиотека.
  95. Святой Пильгер. Кульмбах, Ханс Зюс фон. 1510–1515. Перо серо-черным тоном, отмывка серым тоном, цвет тела нежно-красным тоном, на бумаге.
  96. Святой Себастьян. Вехтлин, Ханс. Около 1512. Ксилография. Вена. Галерея Альбертина.
  97. Святой Себастьян. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1510. Перо светло-коричневым тоном, на бумаге. Берлин. Гравюрный кабинет.
  98. Святой Христофор. Кранах Старший, Лукас. 1506. Ксилография кьяроскуро, одна очерковая доска, одна тоновая доска. Частное собрание.
  99. Святой Христофор. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1519. Перо на бумаге. Кельн. Музей Вальрафа-Рихарца.
  100. Се человек. Лейден, Лукас ван. 1510. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  101. Се человек. Лейден, Лукас ван. 1512–1515. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  102. Серия «Адам и Ева», Сотворение Евы. Лейден, Лукас ван. 1529. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  103. Серия «Добродетели», Надежда. Лейден, Лукас ван. 1530. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  104. Серия «Страсти Христа», Тайная вечеря. Лейден, Лукас ван. 1521. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  105. Серия «Страсти Христа»: Бичевание Христа. Дюрер, Альбрехт. 1512. Резцовая гравюра на меди. Принстон. Музей искусств Принстонского университета.
  106. Серия круглых «Страстей Христа», Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше), Тондо. Лейден, Лукас ван. 1509. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  107. Серия рисунков так называемых «Зеленых Страстей». Взятие Христа под стражу. Дюрер, Альбрехт. 1504. Перо черным тоном, кисть серым тоном, подсветка белым, на грунтованной зеленым тоном бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  108. Сидящий Христос-страстотерпец. Кульмбах, Ханс Зюс фон. Около 1512–1513. Перо и кисть коричневым тоном, цветная отмывка, подсветка белым, на бумаге, фон, возможно, добавлен позднее. Эрланген. Библиотека университета.
  109. Скорбящая Дева Мария над телом Христа. Лей Младший, Ханс. Первая треть XVI века. Перо и кисть тушью, белила, на грунтованной зеленым тоном бумаге. Кембридж. Художественный музей Фогга.
  110. Смерть в образе солдата-наемника обнимает девушку. Дейч, Никлаус Мануэль. 1517. Дерево. Базель. Художественный музей.
  111. Смерть Олоферна. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1533–1536. Перо на бумаге.
  112. Стигматизация святого Франциска. Кульмбах, Ханс Зюс фон. Около 1510. Перо и кисть серым тоном, отмывка, на бумаге.
  113. Стоящая ведьма и чудовище. Бальдунг, Ханс. 1515. Перо, подсветка белым, на грунтованной коричневым тоном бумаге. Карлсруэ. Кунстхалле.
  114. Стоящий Христос-страстотерпец и поклоняющийся ему Кристоф Шерль. Бальдунг, Ханс. Около 1504. Перо на бумаге. Будапешт. Музей изящных искусств.
  115. Страшный суд. Бальдунг, Ханс. Около 1505–1507. Ксилография.
  116. Стрельба в тело мертвого отца, тондо, фрагмент: Мертвец и судья. Бальдунг, Ханс. 1517. Перо коричневым тоном, отмывка серо-коричневым тоном, на бумаге. Берлин. Гравюрный кабинет.
  117. Суд Париса. Альтдорфер, Альбрехт. 1511. Ксилография. Берлин. Гравюрный кабинет.
  118. Суд Париса. Бальдунг, Ханс. Около 1541–1542. Перо коричневым тоном, на бумаге. Париж. Национальная библиотека.
  119. Султан Сулейман. Дюрер, Альбрехт. 1526. Серебряный штифт на бумаге. Байонна. Музей изобразительных искусств Леона Бонна.
  120. Сцены Страстей Христовых: Несение креста, Распятие и Снятие с креста. Бальдунг, Ханс. Около 1520–1525. Перо и кисть, подсветка белым, на грунтованной коричневым тоном бумаге. Брно. Моравская галерея.
  121. Тайная вечеря. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1509. Перо черным тоном на бумаге. Лондон. Британский музей.
  122. Торгауерский княжеский алтарь, центральная часть: святая родня. Кранах Старший, Лукас. 1509. Дерево, масло. Франкфурт-на-Майне. Штеделевский художественный институт.
  123. Три юные танцовщицы. Гурмон, Жан де. Около 1530–1550. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  124. Триптих Филиппа де Ханетона, центральная часть: Оплакивание Христа. Орлей, Бернард ван. Первая половина XVI века. Дерево. Брюссель. Королевский музей изящных искусств.
  125. Уленшпигель. Лейден, Лукас ван. 1520. Офорт и гравюра сухой иглой. Вена. Галерея Альбертина.
  126. Филида верхом на Аристотеле. Бальдунг, Ханс. 1503. Перо на бумаге. Париж. Лувр, Кабинет рисунков.
  127. Философ Пиррон в бурном море. Массейс, Квентин. Первая треть XVI века. Пергамент. Мюнхен. Старая Пинакотека.
  128. Фома Аквинский у Людовика Святого. Дейч, Никлаус Мануэль. Первая треть XVI века. Холст. Базель. Художественный музей.
  129. Христос на кресте с Марией, Марией Магдалиной и Иоанном. Бальдунг, Ханс. 1512–1514. Ксилография кьяроскуро, одна очерковая доска, одна тоновая доска. Вена. Собрание графики Альбертина.
  130. Христос на кресте. Бальдунг, Ханс. Около 1514–1515. Перо, подсветка белым, на грунтованной красно-коричневым тоном бумаге. Мюнхен. Государственное cобрание графики.
  131. Христос на кресте. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1510. Перо синим тоном, вырезан, наклеен на бумагу. Карлсруэ. Кунстхалле.
  132. Христос-садовник, являющийся Марии Магдалине. Лейден, Лукас ван. 1519. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  133. Христос-страстотерпец. Дюрер, Альбрехт. 1522. Свинцово-оловянный штифт, подсветка белым, на грунтованной зеленым тоном бумаге. Бремен. Кунстхалле.
  134. Церковный интерьер. Альтдорфер, Альбрехт. Около 1520. Перо черным тоном, отмывка серым тоном, на бумаге, разметка на квадраты. Берлин. Гравюрный кабинет.
  135. Человек-дерево в пейзаже. Босх, Иероним. 1500-е годы. Перо, коричневые чернила, бумага. Вена. Собрание графики Альбертина.
  136. Череп в ренессансной раме. Вехтлин, Ханс. Около 1512. Ксилография. Частное собрание.
  137. Шабаш ведьм. Бальдунг, Ханс. 1510. Ксилография кьяроскуро, одна очерковая доска, одна тоновая доска. Вена. Собрание графики Альбертина.
  138. Эскиз витража. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. 1510. Перо, фон отмыт тушью, на бумаге. Флоренция. Галерея Уффици.
  139. Эскиз к серии «Апостолы»: апостол. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1509–1510. Перо на бумаге. Лейпциг. Музей изобразительных искусств.
  140. Эскиз к серии «Апостолы»: Святой Андрей. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1509–1510. Перо на бумаге. Лейпциг. Музей изобразительных искусств.
  141. Эскиз к серии «Апостолы»: Святой Варфоломей. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1509–1510. Перо на бумаге. Лейпциг. Музей изобразительных искусств.
  142. Эскиз к серии «Апостолы»: Святой Иаков Старший. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1509–1510. Перо на бумаге. Лейпциг. Музей изобразительных искусств.
  143. Эскиз к серии «Апостолы»: Святой Иоанн Евангелист. Шейфеляйн, Ханс Леонхард. Около 1509–1510. Перо на бумаге. Лейпциг. Музей изобразительных искусств.
3
Вторая половина 16-го века
65 иллюстраций
Притча о слепых. Брейгель Старший, Питер. 1568. Холст, масло. Неаполь. Национальная галерея Каподимонте
Для нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525 или 1530–1569) характерно обращение к пейзажу, крестьянской жизни и морально-аллегорическим композициям. В картине «Притча о слепых» (1568) чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Источник сюжета — Евангелие от Матфея (15, 12–19), но он многократно трактовался и пересказывался гуманистами как притча о человеческой глупости. Брейгелю удалось придать сюжету особенную выразительность и трагическую глубину.

Список иллюстраций раздела

  1. Автопортрет. Хиллиард, Николас. 1577. Акварель, пергамент, картон. Лондон. Музей Виктории и Альберта.
  2. Алхимик. Брейгель Старший, Питер. 1558. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  3. Альпийский пейзаж. Брейгель Старший, Питер. 1553. Бумага, перо коричневым тоном. Париж. Лувр.
  4. Большие рыбы поедают малых. Брейгель Старший, Питер. 1556. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  5. Брак в Кане, деталь. Веронезе, Паоло. 1563. Холст. Париж. Лувр.
  6. Буйвол. Брейгель Старший, Питер. Около 1557–1558. Бумага, черный мел. Берлин. Гравюрный кабинет.
  7. Война сундуков с копилками. Брейгель Старший, Питер. Около 1563. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  8. Гавань в Неаполе. Брейгель Старший, Питер. Около 1558. Дерево, масло. Рим. Галерея Дориа-Памфили.
  9. Два раввина. Брейгель Старший, Питер. Около 1568–1569. Бумага, перо коричневой тушью поверх наброска черным мелом. Франкфурт-на-Майне. Штеделевский художественный институт.
  10. Две венецианки. Дюрер, Альбрехт. 1595. Перо, легкая раскраска, на бумаге. Вена. Галерея Альбертина.
  11. Диана и Актеон. Матеус, Георг. Около 1554. Ксилография кьяроскуро, одна очерковая доска, две тоновые доски. Вена. Галерея Альбертина.
  12. Жирная кухня. Брейгель Старший, Питер. 1563. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  13. Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц. Брейгель Старший, Питер. 1565. Дерево, масло. Частное собрание.
  14. Избиение младенцев в Вифлееме. Брейгель Старший, Питер. 1565–1567. Дерево, масло. Вена. Художественно-исторический музей.
  15. Иллюстрация к «Апокалипсису». Во сне ангел показывает Иоанну Новый Иерусалим. Дюве, Жан. 1555–1561. Резцовая гравюра на меди. Вена. Галерея Альбертина.
  16. Калеки. Брейгель Старший, Питер. 1568. Дерево, масло. Париж. Лувр.
  17. Крестьянин и крестьянка. Брейгель Старший, Питер. Около 1556–1557. Бумага, перо коричневым тоном, по подготовке черным мелом. Берлин. Гравюрный кабинет.
  18. Крестьянская свадьба. Брейгель Старший, Питер. 1568. Дерево, масло. Вена. Художественно-исторический музей.
  19. Крестьянский танец. Брейгель Старший, Питер. Около 1568. Дерево, масло. Вена. Художественно-исторический музей.
  20. Марфа вводит Марию Магдалину в храм. Матеус, Георг. Около 1554. Ксилография кьяроскуро, одна очерковая доска, одна тоновая доска. Нюрнберг. Германский национальный музей.
  21. Мизантроп. Брейгель Старший, Питер. Около 1568. Холст, темпера. Неаполь. Национальная галерея Каподимонте.
  22. Осел в школе. Брейгель Старший, Питер. 1556. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  23. Охота на зайцев. Брейгель Старший, Питер. 1566. Офорт. Брюссель. Королевская библиотека.
  24. Пейзаж с отдыхом на пути в Египет. Брейгель Старший, Питер. 1552–1553. Бумага, перо коричневой тушью двух оттенков. Берлин. Гравюрный кабинет.
  25. Пейзаж со святым Иеронимом. Брейгель Старший, Питер. 1553. Бумага, перо коричневым тоном.
  26. Перепись в Вифлееме. Брейгель Старший, Питер. 1566. Дерево, масло. Брюссель. Королевский музей изящных искусств.
  27. Портрет Генри Фредерика, принца Уэлльсского и сэра Джона Харингтона. Неизвестный автор. Около 1570–1580. Холст, масло. Нью-Йорк. Музей Метрополитен.
  28. Портрет неизвестного, держащего женскую руку. Хиллиард, Николас. 1588. Акварель, пергамент, картон. Лондон. Национальная портретная галерея.
  29. Портрет неизвестной. Хиллиард, Николас. Около 1585. Акварель, пергамент, картон. Лондон. Музей Виктории и Альберта.
  30. Портрет Питера Брейгеля Старшего. Саделер, Эгидий. 1580. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  31. Портрет юноши среди роз. Хиллиард, Николас. Около 1588. Акварель, пергамент, картон. Лондон. Музей Виктории и Альберта.
  32. Праздник дураков. Брейгель Старший, Питер. Вторая половина XVI века. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  33. Притча о добром пастыре. Брейгель Старший, Питер. 1565. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  34. Притча о слепых. Брейгель Старший, Питер. 1568. Холст, масло. Неаполь. Национальная галерея Каподимонте.
  35. Пчеловоды. Брейгель Старший, Питер. 1565. Бумага, перо желтым тоном. Берлин. Гравюрный кабинет.
  36. Разоритель гнзд. Брейгель Старший, Питер. 1568. Дерево, масло. Вена. Художественно-исторический музей.
  37. Речной пейзаж с парусниками. Брейгель Старший, Питер. 1560. Бумага, перо желто-коричневым тоном. Берлин. Гравюрный кабинет.
  38. Рисунок из серии «Времена года»: Весна. Брейгель Старший, Питер. 1565. Бумага, перо желтым тоном. Вена. Галерея Альбертина.
  39. Рисунок из серии «Времена года»: Лето. Брейгель Старший, Питер. 1563. Бумага, перо желтым тоном. Гамбург. Кунстхалле.
  40. Рисунок из серии «Добродетели»: Милосердие (Caritas). Брейгель Старший, Питер. 1559. Бумага, перо коричневым тоном. Роттердам. Музей Бойманс ван Бейнинген.
  41. Рисунок из серии «Добродетели»: Мудрость (Prudentia). Брейгель Старший, Питер. 1559. Бумага, перо серо-коричневым тоном. Брюссель. Королевский музей изящных искусств.
  42. Рисунок из серии «Добродетели»: Сошествие во ад (Христос в лимбе). Брейгель Старший, Питер. 1561. Бумага, перо черно-коричневым тоном. Вена. Галерея Альбертина.
  43. Рисунок из серии «Пороки»: Гнев (Ira). Брейгель Старший, Питер. 1557. Бумага, перо коричневым тоном. Флоренция. Галерея Уффици.
  44. Сельский пейзаж с крестьянским семейством. Брейгель Старший, Питер. 1560. Бумага, перо желтым тоном. Париж. Лувр.
  45. Сельский пейзаж. Брейгель Старший, Питер. 1562. Бумага, перо желто-коричневым тоном. Брауншвейг. Музей герцога Антона Ульриха.
  46. Серия «Двенадцать больших пейзажeй», Альпийский пейзаж. Брейгель Старший, Питер. 1555–1556. Офорт. Брюссель. Королевская библиотека.
  47. Серия «Двенадцать больших пейзажeй», Путники по дороге в Эммаус. Брейгель Старший, Питер. 1555–1556. Офорт. Брюссель. Королевская библиотека.
  48. Серия «Двенадцать фламандских пословиц», Сено бежит за лошадью, Тондо. Брейгель Старший, Питер. 1568. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  49. Серия «Добродетели», Христос в Лимбе [Сошествие во Ад]. Брейгель Старший, Питер. 1561–1562. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  50. Серия «Месяцы»: жатва (август). Брейгель Старший, Питер. 1565. Дерево, масло. Нью-Йорк. Метрополитен.
  51. Серия «Морские корабли», Три парусных корабля в бурю. Брейгель Старший, Питер. 1561–1562. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  52. Серия «Морские корабли», Три парусных корабля со свернутыми парусами. Брейгель Старший, Питер. 1561–1562. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  53. Серия «Пороки», Скупость. Брейгель Старший, Питер. 1558. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  54. Старая крестьянка. Брейгель Старший, Питер. Около 1563. Дерево, масло. Мюнхен. Старая Пинакотека.
  55. Страна лентяев. Брейгель Старший, Питер. Около 1567. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  56. Суд Соломона. Кей, Адриан Томас. Около 1570–1589. Ксилография кьяроскуро, одна очерковая доска, две тоновые доски. Бостон. Музей изящных искусств.
  57. Торговец и обезьяны. Брейгель Старший, Питер. 1557. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  58. Торговец лошадьми. Брейгель Старший, Питер. Около 1566–1567. Бумага, перо коричневой тушью поверх наброска черным мелом. Франкфурт-на-Майне. Штеделевский художественный институт.
  59. Тощая кухня. Брейгель Старший, Питер. 1563. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  60. Христос и грешница. Брейгель Старший, Питер. 1579. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
  61. Художник и знаток. Брейгель Старший, Питер. 1566–1568. Бумага, перо коричневым тоном. Частное собрание.
  62. Четыре времени года, Весна. Брейгель Старший, Питер. 1570. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека, Кабинет эстампов.
  63. Четыре времени года, Лето. Брейгель Старший, Питер. 1570. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека, Кабинет эстампов.
  64. Шлараффия (Страна лентяяев). Брейгель Старший, Питер. 1567. Дерево, масло. Мюнхен. Старая Пинакотека.
  65. Эльк (Каждый) и Немо (Никто). Брейгель Старший, Питер. 1558. Резцовая гравюра на меди. Брюссель. Королевская библиотека.
4
17 век
3 иллюстрации
Портрет английского короля Якова I. Хиллиард, Николас.
Акварель, пергамент, картон. Лондон.
Музей Виктории и Альберта.
Портрет неизвестной женщины. Хиллиард, Николас. 1602.
Акварель, пергамент, картон Лондон
Мужской портрет. Оливер, Исаак. Около 1605.
Акварель, пергамент, картон. Великобритания
© 2015 All Right Reserved. Издательство «Директ-Медиа» тел. (495) 334-72-11
manager@directmedia.ru
Made on
Tilda