ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ
АРТ ПОРТАЛ
«Директ-Медиа», Москва, 2015
Эпоха Возрождения — одна из самых ярких в истории человечества. Она не только дала толчок к развитию изобразительного искусства, но заложила основы дальнейшего развития европейской культуры Нового времени.
Идеологической базой Возрождения стал гуманизм — течение общественной мысли, которое зародилось в 14 веке в Италии, а затем на протяжении второй половины 15–16 века распространилось в других европейских странах, провозгласившее высшей ценностью человека и его благо. Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя, Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй половине 15 века, богатая купеческая Венеция. В 16 веке столицей итальянского Возрождения стал Рим.
1
13-й век
Мадонна на троне с восемью ангелами и четырьмя пророками. Чимабуэ. 1285–1286. Дерево, темпера. Флоренция. Галерея Уффици
В итальянской культуре 13века стали появляться черты нового искусства. Именно в это время начал возрождаться интерес к античности, а человек — восприниматься как уникальная личность.

Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные тенденции наметились в скульптуре. Ярче всего это проявилось в работах мастеров пизанской школы, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 – 1278). Среди живописцев того времени надо выделить Чимабуэ (около 1240 – около 1302), которого называли родоначальником нового итальянского стиля живописи. Также его считают последним крупным живописцем, работавшим в византийском стиле.

Центральной фигурой итальянского искусства 13–14 века был ученик Чемабуэ — Джотто ди Бондоне (около 1267 – 1337). Его творчество по праву считается новаторским, он разработал новые принципы изображения пространства, постепенно перешел от плоскостной трактовки формы к рельефной и реалистической, ввел в живопись объем.
Мы должны, как мне думается, быть обязанными Джотто, живописцу флорентийскому, именно тем, чем художники-живописцы обязаны природе, которая постоянно служит примером для тех, кто, извлекая хорошее из лучших и красивейших её сторон, всегда стремятся воспроизвести её и ей подражать, ибо с тех пор, как приёмы хорошей живописи и всего смежного с ней были столько лет погребены под развалинами войны, он один, хоть и был рождён среди художников неумелых, милостью Божьей воскресил её, сбившуюся с правильного пути, и придал ей такую форму, что её уже можно было назвать хорошей. И поистине чудом величайшим было то, что век тот, и грубый, и неумелый, возымел силу проявить себя через Джотто столь мудро, что рисунок, о котором люди того времени имели немного или вовсе никакого понятия, благодаря ему полностью вернулся к жизни.
Джорджо Вазари
Итальянский живописец, архитектор и писатель
2
14 век
Алтарный образ из Кембриджа. Слева направо: св. Амвросий, архангел Михаил, св. Августин. Мартини, Симонe. 1320–1325. Дерево, темпера. Кембридж. Музей Фицуильяма
Дуччо ди Буонинсенья (около 1255–1320), старший современник Джотто и основатель сиенской школы живописи, в своем творчестве придерживался традиций византийской иконописи.

К кругу Дуччо принадлежал Симоне Мартини (около 1284–1344). Он увлекался светской позднеготической культурой, рыцарской поэзией, французской миниатюрой; работал в Сиене, Ассизи, Неаполе, а в последние годы жизни - при папском дворе в Авиньоне, где стал другом Петрарки.
3
15 век
Обезьяна. Пизанелло. Первая треть XV века. Перо коричневым тоном по рисунку серебряным штифтом, следы сангины, на грунтованной белым бумаге. Частное собрание
Период «раннего Возрождения» в итальянском искусстве приходится на время, примерно с 1420 по 1480 годы. На протяжении этих лет в художественной культуре страны происходят значительные изменения – формируется культ красоты человека.

Художники Ренессанса полностью отказались от прежних средневековых принципов и изображали мир таким, каким его видели. Знание перспективы, пропорций человеческого тела, умение передать объем на плоскости — все это становится не только необходимым условием творчества, но и истинной потребностью самих живописцев.

Крупнейшими мастерами культуры раннего Возрождения являются архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446), скульптор Донателло (около 1386–1466), художники Мазаччо (1401–1428), и Сандро Боттичелли (1445–1510).
4
Первая половина 16-го века
Этюд головы к «Леде». Винчи, Леонардо да. Около 1506. Перо на бумаге Виндзор. Королевская библиотека
Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Джорджоне, Тициан Вечелио, Донато Браманте, охватывает сравнительно короткий период — от конца 15 века до конца второго десятилетия – середины 16 века. Научные открытия расширили представления людей о мире — не только о земле, но и о Космосе. Восприятие мира и человеческой личности как будто укрупнилось; в художественном творчестве это отразилось не только в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов, изобразительный язык стал обобщенным и сдержанным.
5
Вторая половина 16-го века
Лаура Баттиферри Бронзино, Анджело. Около 1555–1560. Холст, масло. Флоренция. Палаццо Веккио.
Во второй половине 16 века в Италии нарастал упадок экономики и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. В нем укреплялись антиклассические тенденции. Однако они почти не затронули Венецию, которая во второй половине 16 столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства, давшей миру таких великих мастеров как Андреа Палладио, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто.
6
17 век
Апостол Петр. Эль Греко. 1610–1614. Холст, масло.Мадрид. Эскориал
Доменико Теотокопули (1541–1614), прозванный Эль Греко, уроженец греческого острова Крит, проведший большую часть жизни в Испании, тоже был представителем венецианской школы. Он усвоил уроки Тициана, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело и других мастеров, но на его творчество оказал влияние мистицизм, получивший широкое распространение именно в Испании. Это придало его работам высокую одухотворенность.
© 2015 All Right Reserved. Издательство «Директ-Медиа» тел. (495) 334-72-11
manager@directmedia.ru
Made on
Tilda