Абердинский бестиарий
«Директ-Медиа», Москва, 2017
АРТОТЕКА, вып. 39
Эпоха Средневековья овеяна загадками и тайнами. Это время рыцарей и прекрасных дам, строительства величественных соборов и неприступных замков.


Христос во славе
АБЕРДИНСКИЙ БЕСТИАРИЙ
Folio 4v
Христос во славе
АБЕРДИНСКИЙ БЕСТИАРИЙ
Folio 4v


Эпоха Средневековья овеяна загадками и тайнами. Это время рыцарей и прекрасных дам, строительства величественных соборов и неприступных замков.

В этот период истории создавалось большое количество иллюстрированных манускриптов, которые были достоянием исключительно правящих кругов и высокого духовенства.

Мы рады предложить Вам уникальную возможность окунуться в атмосферу давно минувших столетий. Немногие могут полистать старинные рукописи, рассмотреть их миниатюры. Наш новый проект посвящен Абердинскому бестиарию — книге, датируемой XII веком. Вы сможете посмотреть все страницы этого удивительного труда с уникальными иллюстрациями, изображающими как реальных, так и фантастических животных, птиц и рептилий. Например, наряду с медведем, горным козлом или быком здесь можно увидеть дракона, василиска, каладриуса или феникса. Каждая миниатюра снабжена пояснительным текстом, раскрывающим ее смысл. Абердинский бестиарий по праву считается одним из лучших средневековых кодексов подобной тематики.

Приятного просмотра!
Абердинский бестиарий

Бестиарий — это средневековый сборник, включающий в себя рассказы о животных, птицах, пресмыкающихся и рыбах. Подобные книги считались предметом роскоши, ими пользовались члены королевских семей, высокопоставленные священнослужители.


Большинство авторов книг этого жанра в своей деятельности отталкивались от античного трактата «Физиолог» (известен также как «Александрийский Физиолог»), созданного неизвестным автором в Александрии около IV века. Впоследствии данный труд неоднократно переписывался и был переведен на итальянский, немецкий и французский языки, благодаря чему «Физиолог» получил распространение по всей Европе. Помимо этого труда для написания бестиария средневековые сочинители использовали изыскания Геродота, Аристотеля, Плиния или Лукиана, а также пользовались египетскими, индусскими и древнееврейскими источниками. Со временем в бестиарии стали включать фрагменты из сочинений отцов Церкви, например, св. Григория, св. Исидора Севильского, св. Амвросия Медиоланского и других.

Абердинский бестиарий датируется XII веком. История не сохранила для нас имя его автора. Существует ряд предположений, говорящих о том, что создавался бестиарий на территории современной Великобритании местным мастером. В 1542 году это произведение было передано в королевскую библиотеку Вестминстерского дворца. Вероятнее всего, книга попала туда в результате того, что была конфискована эмиссарами Генриха VIII во время тюдоровской секуляризации из одного из монастырей. В 1625 году манускрипт оказался в колледже Маришаль Абердинского университета. В 1860 году колледж передал часть своей библиотеки университету, в том числе и бестиарий, который был зарегистрирован под определенным номером (MS-24).

В этом бестиарии помимо зоологических текстов можно найти статьи о деревьях и минералах. Здесь содержатся описания и изображения не только реально существовавших зверей, но и вымышленных. Например, наряду с медведем, горным козлом или быком можно увидеть изображения дракона, василиска, каладриуса или феникса.

Нужно отметить, что многие тексты в книге содержат не только реальные, но и фантастические умозаключения и факты. Помимо этого, все они имеют моральный подтекст, так как практически все средневековые бестиарии по своей сути являлись, скорее, религиозными трактатами, чем естественнонаучными справочниками. Составление бестиария было своеобразным поводом, чтобы на примере различных повадок и особенностей животных проиллюстрировать эстетические, морально-нравственные и религиозные категории. Это происходило в первую очередь потому, что в Средние века природа воспринималась человеком как некая арена, на которой в постоянной борьбе противостоят друг другу добро и зло. Каждое живое существо, независимо от того реальное оно или вымышленное, должно быть созвучно с одним из религиозных архетипов: Христом, Церковью, Человеком или Сатаной.

Существует предположение, выдвинутое искусствоведом Абердинского университета Джейн Джеддес, что бестиарий в период своего бытования использовался как учебное пособие. Об этом свидетельствуют многочисленные знаки ударения, которые проставлены в рукописи, чтобы ученикам было легче читать текст. Нижние уголки страниц имеют характерные загрязнения, говорящие о том, что книгу часто листали. При этом исследователь указывает на то, что бестиарий содержит большое количество орфографических ошибок, основная часть которых имеет место в текстах о птицах.

Абердинский бестиарий включает в себя определенное количество иллюстраций, выполненных с использованием позолоты. Все они имеют разный размер, некоторые занимают целую страницу, другие — только 1/8.

С Абердинского бестиария, возможно, копировали. На эту мысль наводит тот факт, что многие миниатюры проколоты по контуру рисунка, вероятнее всего, это было сделано, чтобы перенести изображение на другой лист. Такое обращение с рукописью нанесло ей значительный вред.

1
Сотворение мира. Звери
(folio 1r − 25v)
Миниатюры

2
Птицы и крылатые твари. Часть 1
(folio 26r − 46r)
Миниатюры

3
Птицы и крылатые твари. Часть 2
(folio 46v − 64v)
Миниатюры

4
Пресмыкающиеся и драконы
(folio 65r − 80v)
Миниатюры

5
Драгоценные камни и др.
(folio 81r − 103v)
Миниатюры

6
Буквицы рукописи
При подготовке проекта были использованы материалы с сайта Абердинского университета
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДИРЕКТ-МЕДИА»:
Генеральный директор: К. Костюк
Главный редактор: А. Барагамян
Редактор-искусствовед: М. Гордеева
Дизайн: П. Каллиников
Руководитель проекта: Е. Филинова
Адрес издательства: 117342, Москва,
ул. Обручева, д.34/63, стр.1
manager@directmedia.ru
www.directmedia.ru
Made on
Tilda