НАЦИОНАЛЬНАЯ
ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ
ВАШИНГТОН
«Директ-Медиа», Москва, 2017
АРТОТЕКА, вып. 38
Предисловие

Министры финансов запоминаются обычно тем, что напрямую связано с их профессиональной деятельностью: один, положим, экономику страны из руин поднял, а при другом, наоборот, какой-нибудь «черный вторник» случился. Эндрю Меллон, министр финансов США в 1921—1932, вошел в историю как человек, которому обязана своим появлением Национальная галерея в Вашингтоне. Страстный коллекционер искусства, Меллон предложил построить здание музея, средства на поддержание которого выделял бы Конгресс США, а сам он передал бы туда свое богатейшее собрание. Ему было важно, чтобы Галерея ни в чем не уступала крупнейшим музеям и не носила чье-либо имя, так как создавалась благодаря многим людям.
На мемориальной доске при входе в Галерею в хронологическом порядке перечислены имена коллекционеров-дарителей, основателей музея. Благодаря их превосходным собраниям, которые они пополняли многие годы, а затем передали в дар, и их щедрым пожертвованиям Национальная галерея в Вашингтоне входит в число лучших музеев мира.

Многие предметы искусства американскими коллекционерами были куплены в Европе в 1920—1930-е, когда из-за войн и революций это можно было сделать на весьма выгодных условиях. Некоторые шедевры попали в собрание Эндрю Меллона из советской России, прямо из экспозиции Эрмитажа (позже он подарил их «народу Соединенных Штатов»). За «Мадонну Альба» кисти Рафаэля Меллон заплатил более миллиона долларов. Эта сумма почти полвека оставалась рекордной ценой для произведения искусства. Благодаря деятельности собирателя экспозицию вашингтонской галереи украшают шедевры Веронезе, Ван Дейка, Боттичелли, Перуджино, Тициана — все из бывшего собрания санктпетербургского музея.

В своем завещании Меллон выразил надежду, что и другие коллекционеры пожертвуют произведения искусства во вновь созданную Национальную галерею, «чтобы они могли доставлять наслаждение всем людям и стали ценнейшим вкладом в культурную жизнь страны». Его примеру последовали братья Сэмюель и Раш Кресс, подарившие большую коллекцию картин и скульптур итальянской школы, включавшую произведения XIII—XVI вв.еков. Приняв на себя обязанности кураторов Галереи, они также сумели расширить собрание итальянского искусства, сделав его одним из крупнейших в мире. С их помощью музеем были приобретены коллекции французской живописи и скульптуры XVIII века, несколько небольших собраний раннего немецкого искусства, венецианской и нидерландской живописи.

Из коллекции Питера и Джозефа Уйденеров поступило значительное собрание скульптуры, произведения прикладного искусства, среди живописных полотен, принадлежавших им, выделяются две работы Эль Греко — «Богоматерь со святой Мартиной и святой Инессой» и «Святая Мартина и нищий». По завещанию в собственность Национальной галереи перешла обширная коллекция работ французских художников- импрессионистов и постимпрессионистов Честера Дейла, который еще при жизни дарил музею превосходные произведения. Больше тридцати тысяч гравюр, среди которых — Дюрер, Рембрандт, Лука ван Лейден, обогатили фонды благодаря Лессингу Розенвальду.

Пол Меллон и Эйлса Меллон-Брюс — сын и дочь основателя Галереи — унаследовали его интерес к собирательству произведений искусства. Пол Меллон предоставил музею свою коллекцию английской живописи, а Эйлса Меллон-Брюс приобрела для него шедевр Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры Бинчи», работу Гойи «Портрет графини Чонсон» и множество картин французских художников.

Национальная галерея размещается в двух зданиях рядом с Капитолием. Первое, открытое для публики в 1941, спроектировал выдающийся архитектор Джон Рассел Поп. Оно построено в стиле классицизма и облицовано мрамором, на фасадах — порталы и монументальные ионические портики, стены украшены нишами и пилястрами. В центре Галереи Поп поместил ротонду, ее металлический купол располагается на колоннах из темно-зеленого мрамора. Этот корпус Национальной галереи — самое большое в мире здание, облицованное этим дорогим камнем.

В Галерее в отличие от большинства музеев мира принята раздельная экспозиция: картины выставлены в залах живописи, статуи и скульптурные портреты — в других. Стены каждого зала оформлены в стиле той эпохи, произведения которой здесь представлены. В залах раннеитальянского, фламандского и немецкого искусства они облицованы штукатуркой, в залах позднеитальянской живописи затянуты тканью, в голландских залах с произведениями Рубенса, Ван Дейка и Рембрандта — на стенах дубовые панели… Еще одна интересная особенность — картины развешены на расстоянии вдвое большем, чем принято в других музеях. Это позволяет посетителям сконцентрироваться на каждом полотне или скульптурном произведении.

Новый, Восточный, корпус Галереи, созданный по проекту архитектора Йон Мин Пея, был открыт в 1978. Постоянно растущая коллекция уже к началу 1960-х едва могла вместить новые поступления. Было решено возвести дополнительное здание, предназначенное для современного искусства. Еще при строительстве первого зарезервировали участок на случай расширения музея. Так как он имел в плане трапециевидную форму, архитектор, разделив фигуру, получил в результате два треугольных здания. В первом расположились выставочные залы, где проводятся временные экспозиции, во втором — научный центр с библиотекой, фотоархивом и служебными помещениями.

Каждый день в Галерее проводятся несколько типов экскурсий — обзорная (по всему музею), тематическая (по определенному периоду истории искусства) и лекции о какой-либо картине или скульптуре. Ведется и научная деятельность, уже в 1950-е начались исследования в области художественных материалов. Современные ученые заняты решением проблемы выцветания красок из-за яркого освещения в залах, анализом живописных пигментов и многого другого. Центр по изучению искусства проводит мероприятия с участием видных европейских и американских ученых и специалистов, конференции и семинары.

А еще у Национальной галереи есть то, чего, наверное, нет ни у одного музея мира, — собственный оркестр. Каждый воскресный вечер, за исключением летних месяцев, в Восточном дворе Галереи проходят бесплатные концерты.

1
Искусство Германии
Портрет Эдуарда VI ребенком
ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ
Около 1538. Холст, масло. 56,8×44
Портрет Эдуарда VI ребенкомГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ

Любовь к портретному жанру — национальная черта характера британцев. Однако со времен средневековых рукописных миниатюр Англия не породила ни одного выдающегося мастера. Поэтому Ганс Гольбейн, прибывший из Швейцарии, быстро приобрел большую популярность. Особенно его ценили за способность деликатно облагораживать и возвеличивать моделей. Данный красочный парадный портрет был подарен Генриху VIII на новый 1539 год. Будущий король Англии одет в бархатные и расшитые золотом одежды, его погремушка выглядит словно скипетр, правая рука застыла в жесте монаршего великодушия. Гольбейн создал картину — символ королевской власти, пример, как должен выглядеть истинный наследник престола. Стихотворение на латыни в низу работы, написанное кардиналом Морисоном, влиятельной фигурой при дворе, призывает Эдуарда походить на отца во всех своих делах, особенно в браке. Хотя на портрете ребенок выглядит крепким и цветущим, болезненность в подростковом возрасте не позволила ему жениться. Эдуард скончался в 15 лет от туберкулеза.
Искусство Германии:

  • Портрет саксонского принца
  • Портрет саксонской принцессы
Портрет саксонского принца
ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ
Около 1517. Дерево, масло. 43,7×34,4

Портрет саксонской принцессы
ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ
Около 1517. Дерево, масло. 43,4×34,3

Лукас Кранах — немецкий живописец и график, соединивший в своем творчестве готические традиции с художественными приемами эпохи Возрождения, написал два знаменитых портрета — юных принца и принцессы, детей герцога Саксонского Георга Бородатого. Кранах изобразил своих моделей с симпатией, но тем не менее не идеализировал заказчиков. Светлыми и безмятежными кажутся похожие друг на друга брат и сестра. Голубоглазые, с длинными соломенными волосами, в парчовом одеянии и дорогих украшениях, несмотря на юный возраст, они все же выглядят весьма уверенными в себе детьми, готовыми встретить жизненные испытания. В искусстве Северного Возрождения, вероятно, нет аналогов подобных штудий в области детского портрета. Интересно сравнить эти произведения с работой Гольбейна «Портрет Эдуарда VI ребенком», где малыш представлен как наследник престола в королевском одеянии. На картинах Кранаха дети — юные дворяне, одетые в будничные одежды, однако простота и наивность в их изображении восхищают и пленяют зрителей своей искренностью.

2
Искусство Англии
Уйвенго-парк

ДЖОН КОНСТЕБЛЬ
1816. Холст, масло. 56,1×101,2

3
Искусство Голландии, Фландрии и Нидерландов

4
Искусство Испании

5
Искусство Италии

6
Искусство Соединенных Штатов Америки

7
Искусство Франции
CКАЧАТЬ КНИГУ
Информация о книге:
Издательство: Комсомольская правда|Директ-Медиа
Год: 2012
ISBN: 978-5-87107-258-5. - ISBN 978-5-4475-4283-2
Кол-во страниц: 95

Серия: Музеи мира
Т. 19. Национальная галерея искусства. Вашингтон
Над выпуском работали:
Автор текста: И. Кравченко
Редактор-искусствовед: М. Гордеева
Структура и дизайн: П. Каллиников
Руководитель проекта «Арт-Портал»: Е. Филинова
manager@directmedia.ru
www.directmedia.ru
Made on
Tilda